Принципы отбора содержания учебников всеобщей истории для старших классов средней школы с учетом требований новых ФГОС Земляницин Владимир Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории РГПУ им. А.И. Герцена, почётный работник общего образования РФ
Методологические принципы Принцип укрупнения смысловых единиц с опорой на имеющиеся знания и (или) самостоятельную работу учащихся Ориентированность на развитие исторического анализа и формирование исторического мышления Принцип систематизации фактологического материала Проблемный характер излагаемого материала Проблемно-хронологический принцип изложения материала Принцип оригинальности иллюстративного материала
Проблемно-хронологический принцип изложения материала Проблемный характер построения курса (вместо событийно- хронологического принципа, характерного для первого концентра).
Пример. Тема: Средневековый мир в XI-XV веках (6 класс) План: 1. Франция: долгий путь к единству. 2. Англия: от нормандского завоевания до парламента. 3. Священная Римская империя: несбывшиеся надежды Германских императоров. 4. Столетие бедствий (Европейские государства в XIV в.). 5. Самая долгая война в истории (Столетняя война). 6. Трудный путь к торжеству королевской власти (складывание централизованных государств во Франции, Англии и Испании). 7. Польша и Чехия: время расцвета.
Пример. Тема: Средневековый мир в XI-XV веках (10 класс) План: 1. Изменение природно-климатических условий и особенности социально-демографического развития. 2. Формирование средневековой картины мира. 3. Изменения в политической карте Европы. 4. Эволюция средневековой государственности. 5. Формирование сословно-представительных учреждений. 6. Светская власть и церковь. 7. Христианство: внешняя экспансия. Арабский мир и Запад до конца XIII века. 8. Византия XII-XV вв.
Проблемный характер излагаемого материала Материал должен представлять собой теоретические обобщения, подкреплённые и проиллюстрированные наиболее яркими фактами.
Пример. «Трудный путь к торжеству королевской власти» (6 класс). 1.Звёздный час Бургундии. 2. Сеньор против вассала (борьба Людовика XI с Карлом Смелым). 3. Война Алой и Белой Розы. 4. Объединение Испании. 5. В борьбе за единство веры.
Пример: «Эволюция средневековой государственности» 1. Что представляли собой с политической точки зрения государства западноевропейского региона в Х в. и каковы были тенденции их эволюции в эпоху классического средневековья. 2. Роль нормандского завоевания Англии и реформ Генриха II в укреплении английской государственности. 3. Роль Капетингской династии в усилении королевской власти во Франции. 4. Преимущества сюзерена в системе вассально-ленных отношений. 5. Роль городов в укреплении центральной власти. 6. Причины появления сословно-представительных органов и их роль в укреплении центральной власти.
Принцип систематизации фактологического материала Изложение фактологического материала - обобщение в рамках определённого исторического периода
Пример (6 класс) « Первоочередной задачей королей из династии Капетингов было наведение порядка в собственном домене. Людовик VI (1108 – 1137) в течение своего долгого правления строил крепости, штурмовал замки непокорных сеньоров, пресекал разбои на дорогах. Под конец жизни ему, казалось, улыбнулась удача: он сумел женить своего сына Людовика VII на наследнице герцогства Аквитанского Алиеноре. Благодаря этому королевский домен сразу увеличился в несколько раз. Но брак оказался непрочным, Людовик VII развёлся и потерял права на Аквитанию. Эта утрата оказалась тем тяжелее для короны, что Аквитания вместе с рукой Алиеноры перешла к Генриху II Плантагенету – опаснейшему сопернику Капетингов. По матери он имел наследственные права на Англию и Нормандию, от отца унаследовал графство Анжу и другие французские земли, а также прозвище Плантагенет, ставшее названием новой английской династии. Когда Генрих объединил наследство отца и матери и присоединил к нему аквитанское «приданое» своей жены, в его руках оказалось более половины Франции. Время торжества наступило для Капетингов лишь в правление сына Людовика VII от второго брака, короля Филиппа II Августа (1180 – 1223). В борьбе с сыном и наследником Генриха II, королём Ричардом Львиное Сердце, Филипп II испытывал серьёзные трудности. Но когда после смерти Ричарда королём стал его брат Иоанн Безземельный, Филиппу II удалось добиться фантастических успехов».
Пример (10 класс) « Умело используя все свои преимущества, французские короли, начиная с Людовика VI Толстого ( ) неуклонно усиливали свою власть и к началу XIV в. вывели ее на совершенно новый уровень. При Филиппе II ( ) была введена должность бальи, обладавших следственными полномочиями на территории королевского домена, а при Людовике IX Святом ( ) территория домена, резко расширившаяся в предыдущие годы за счет конфискации ряда английских владений и территории Тулузского графства, была разделена на административные округа – бальяжи. С этого времени бальи осуществляли от имени короля судопроизводство, собирали налоги и следили за исполнением королевских указов. Кроме того, Людовик Святой ввел на территории домена единую монетную систему. К моменту правления Филиппа IV Красивого ( ) территория домена составляла ¾ королевства. В это время советники короля начинают выдвигать идею, что король является императором в своем королевстве, то есть его власть не ограничена какими-либо обычаями, а его воля имеет силу закона. Эти заявления были предпосылками к формированию во Франции абсолютной монархии ».
Принцип укрупнения смысловых единиц с опорой на имеющиеся знания и (или) самостоятельную работу учащихся. Обобщенный характер материала Опора на знания первого концентра Возрастает роль самостоятельной работы
Пример «Стремление королевской власти в борьбе с крупными феодалами опереться на поддержку сословий было вполне естественным. Поэтому в различных странах Европы XII-XIV вв. возникли сословные представительства с различными функциями. Раньше всего, в 1137 г., возникли кортесы в Кастилии, в 1265 г. появился английский парламент, в 1302 г. – генеральные штаты во Франции. Германский рейхстаг, возникший в XII в., до XV в. нельзя было назвать сословным представительством, поскольку представители городов стали постоянно участвовать в его заседаниях лишь с 1489 г.»
Ориентированность на развитие исторического анализа и формирование исторического мышления Задания могут строится на анализе законченных в смысловом отношении отрывков известнейших монографических исследований
Пример «Английский парламент XIII в. является прежде всего собранием магнатов, которые должны, на основании феодальных обязанностей, давать своему сеньору-королю совет своего опыта, так же как помощь своих рук и своего кошелька […] Король в Англии, как и во Франции, может призвать в свою курию, кого он хочет […] И роялисты, и противники короля, и те и другие пытаются во время кризисов опереться на средние классы, и таким образом создаются прецеденты, причем никто не замечает их важности […] Этих, нельзя сказать «депутатов», но уполномоченных от среднего класса выбирает шериф […] Но никто и не мечтал о регулярном представительстве от графств и городов, ни о парламентском контроле». Шарль Пти-Дютайи. Феодальная монархия во Франции и в Англии Х-XIII веков.
Принцип оригинальности иллюстративного материала Иллюстрации не должны быть хрестоматийными, но в то же время должны быть яркими образцами стиля или эпохи
Собор Святого Стефана или Святого Вита вместо Нотр-Дам
Изображение Риглинды вместо изображения Уты (из статуй собора в Наумбурге)
Аксиоматические принципы Принцип соответствия образовательным стандартам Принцип доступности Принцип научности
Учебный материал не должен содержать фактических и концептуальных ошибок. Учебный материал должен соответствовать современным научным представлениям. В учебном материале должны быть преодолены псевдонаучные стереотипы.
Ярчайшие псевдонаучные стереотипы Универсальность феода. Строгая иерархичность феодальной системы («феодальная лестница»). Целенаправленность королевской политики по созданию централизованного государства. Применение современной политической логики к объяснению процессов феодального общества.
Поль Зюмтор «Вильгельм Завоеватель» «Вильгельм ничего не предвидел, не желал ничего, выходящего за пределы возможного, не создавал ничего такого, что не сохраняло бы традиционные формы, однако его деятельность, представлявшая собой последовательный ряд ответов на вызовы времени, обусловила эволюцию, которая рано или поздно должна была произойти во всех странах Запада»
Принцип «доступности» «Основы христианской концепции единства истории заложены святым Августином ( ) в трактате «О граде Божием». Единство истории, движущейся между полюсами творения и второго пришествия, - это единство Божественной воли, воплощающейся в созданном Ею человечестве. Единство человечества во времени земной истории воплотится в «граде Божием», мистической общине избранных к спасению и жизни вечной, находящейся вне времени и вне истории».
Принцип доступности «…допустимо и даже неизбежно некоторое огрубление и более широкое понимание; школьник не может уловить все тонкости, естественные для профессионального историка» В.А. Ведюшкин