Из опыта работы ЦО 17 Шарыповский район
Школьная психолого- педагогическая служба, появившаяся в нашей школе, одну из своих задач видит в проведении профориентационной работы среди учащихся. По мнению, службы – выбор профессии –это взаимодействие двух сторон- подросток с его индивидуальными особенностями, а с другой стороны- профессия с ее требованиями к личности. Правильный выбор профессии – это совпадение индивидуальных способностей с требованиями профессии. Научной базой данного опыта являются труды профессоров Е.А. Климова., К.М. Гуревича.
Систематическое изучение личности учеников: склонностей, интересов, способностей выявления уровней сформированности компетенций, Определение мотиваций. Подбор профессий с учетом индивидуальных особенностей Формирование моральной готовности учащихся к трудовой деятельности. Знакомство с миром профессий.
Через беседы, лекции, таблицы, графики, схемы, консультации, консилиумы, встречи с представителями профессий идет знакомство учащихся с огромным миром профессий Дифференциально- диагностический опросник ДДО (разработан Е.А. Климова) Анкета «Ориентация» (автор Степанов А.Н.) Карта интересов Опросник « Мотивы выбора профессии» Методика экспресс- оценки профессиональных возможностей «Шесть рек»
Обязательно учитывается специфика – школа находиться в сельской местности, учащиеся близки к природе, школа малочисленна, небольшой выбор учебных заведений, всего два больших предприятия ГРЭС и угольный разрез.
В школе обучается 73 учеников, это идеальные условия для изучения индивидуальных способностей, их склонностей, профессиональных наклонностей. Профориентация направлена на профессии связанные с сельским хозяйством. Содержание и организация трудовой подготовки ориентирована на интересы личности, и на запросы территории района. Взаимодействие с родителями
Но Малочисленность коллектива сверстников обуславливает отсутствие широкого круга общения с ровесниками, дружеские отношения между учащимися, а отсюда наблюдается ситуативность при выборе профессии, продиктованная внутригрупповыми отношениями.
Выявление интересов, склонностей, направленности личности, первичных проф намерений. ???? Определение социальных установок и помощь в их формировании Выявление мотивов выбора профессии Определение выраженности способностей, уровней сформированности компетенций Проведение профориентационных бесед со школьниками Организация встреч с интересными людьми Организация различных конкурсов по знанию основ профессий Выездные экскурсии на предприятия
Беседы групповые, индивидуальные Тестирование Наблюдение, анкетирование, анализ школьной документации Организация встреч с интересными людьми разных профессий, игр, совместных мероприятий, конкурсы Изучение профессиограммы поселка, города, края.
1 этап (5-7 класс) Изучение индивидуальных особенностей учащихся, интересов, способностей 2 этап (8 класс) Познание себя, своих возможностей для выбора профессионального пути 3 этап Актуализация личностного смысл выбора профессии