Функциональные стили речи Стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемая в той или иной сфере общения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стили речи русского языка. Стили речи Разговорный Научный Художественный Публицистический Официально - деловой.
Advertisements

Стили речи русского языка Назаренко Оксана Вячеславовна, канд. филол. наук, преподаватель кафедры гуманитарных и экономических дисциплин.
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Стили речи русского языка Выполнила: учитель русского языка и литературы Клочкова Т.В.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля. Д.Свифт.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Научный стиль
Публицистический стиль речи. Выполнила ученица 11 класса «Б» МОАУСОШ школы200 Якубовская Таисия.
Стили литературного языка. Цели урока дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формирование умения определить текст публицистического.
Публицистический стиль речи Мультимедийная презентация.
Существует 5 функциональных стилей: Научный значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая.
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Транксрипт:

Функциональные стили речи Стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемая в той или иной сфере общения или соотносимая с той или иной профессиональной деятельностью. Стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемая в той или иной сфере общения или соотносимая с той или иной профессиональной деятельностью.

Стили речи Письменная форма языка Письменная форма языка книжный стиль книжный стиль Официально-деловой Официально-деловой Научный Научный Газетно- публицистический Газетно- публицистический Устная форма языка Устная форма языка разговорный стиль Собственно-разговорный Собственно-разговорный Разговорно-бытовой Разговорно-бытовой Просторечный Просторечный

Официально-деловой стиль Функции передача информации передача информации предписании предписании Сфера применения деловое общении деловое общении Жанры протокол протокол заявлении заявлении договор и т.д. договор и т.д. Особенности лексические лексические морфологические морфологические синтаксические синтаксические

Лексические особенности официально-делового стиля Использовании канцеляризмов Использовании канцеляризмов Отсутствие слов с эмоционально-экспрессивной окраской Отсутствие слов с эмоционально-экспрессивной окраской Отсутствие изобразительно-выразительных языковых средств Отсутствие изобразительно-выразительных языковых средств Использовании устойчивых языковых моделей и текстов Использовании устойчивых языковых моделей и текстов Использовании профессиональной лексики той сферы деятельности, в которой документ обращается Использовании профессиональной лексики той сферы деятельности, в которой документ обращается Точное использовании значения слова Точное использовании значения слова Умеренность и правильное употреблении иноязычных слов Умеренность и правильное употреблении иноязычных слов Использовании глаголов, предписывающих действие (следует явиться, приказываю, доверяю и т.д.) Использовании глаголов, предписывающих действие (следует явиться, приказываю, доверяю и т.д.)

Морфологические особенности официально- делового стиля Преобладании глаголов над именами существительными Преобладании глаголов над именами существительными Использовании производных предлогов (благодаря, согласно, в связи и т. д.) Использовании производных предлогов (благодаря, согласно, в связи и т. д.) Использовании сложносокращенных слов (зам.директора, гл.бухгалтер, канд.тех.наук и т.д.) Использовании сложносокращенных слов (зам.директора, гл.бухгалтер, канд.тех.наук и т.д.) Отсутствие местоимений 1 и 2 лица, ед. числа Отсутствие местоимений 1 и 2 лица, ед. числа Использовании сложных слов, первой частью которых является числительное Использовании сложных слов, первой частью которых является числительное (20% - процентный, 10-тонный и т.д.) (20% - процентный, 10-тонный и т.д.) Правильное использовании грамматических форм слов Правильное использовании грамматических форм слов

Синтаксические особенности официально- делового стиля Использовании полных предложений Использовании полных предложений Использовании безличных предложений Использовании безличных предложений Использовании предложений с обращениями Использовании предложений с обращениями Отсутствие вопросительных и восклицательных предложений Отсутствие вопросительных и восклицательных предложений Употреблении вводных слов и конструкций в рамках предложения Употреблении вводных слов и конструкций в рамках предложения Использовании причастных и деепричастных оборотов Использовании причастных и деепричастных оборотов Использовании сложных предложений различных типов Использовании сложных предложений различных типов

Научный стиль Функции Информативная Информативная Функция доказательства Функция доказательства Активизация мышления читателей Активизация мышления читателей Сфера применения Научная деятельность Научная деятельность Жанры Научная статья Научная статья Диссертация Диссертация Реферат Реферат Тезисы Тезисы Научный доклад Научный доклад Лекция и т.д. Лекция и т.д.Особенности Лексические Лексические Морфологические Морфологические Синтаксические Синтаксические Разновидности стиля Разновидности стиля Собственно научный Собственно научный Научно-публицистический Научно-публицистический Научно-популярный Научно-популярный

Лексические особенности научного стиля Использовании слов-терминов (могут быть общенаучными и узкоспециальными) Использовании слов-терминов (могут быть общенаучными и узкоспециальными) Использовании лексических единиц в точном соответствии с их значениим Использовании лексических единиц в точном соответствии с их значениим Использованиим слов, определяющих логику мысли (вследствие, исходя из этого, итак, таким образом и т.д.) Использованиим слов, определяющих логику мысли (вследствие, исходя из этого, итак, таким образом и т.д.) Использовании четких аргументов Использовании четких аргументов Отсутствие разговорной лексики Отсутствие разговорной лексики Отсутствие слов с эмоциональной окраской Отсутствие слов с эмоциональной окраской Отсутствие средств выразительности речи Отсутствие средств выразительности речи Использовании слов с абстрактным значениим (исследовании, эксперимент, изучении ит.д.) Использовании слов с абстрактным значениим (исследовании, эксперимент, изучении ит.д.)

Морфологические признаки научного стиля Преобладании отглагольных существительных над глагольными формами Преобладании отглагольных существительных над глагольными формами Использовании слов с суффиксами ств, изм, изн, ость и т.д. Использовании слов с суффиксами ств, изм, изн, ость и т.д. Преобладании глагольных форм настоящего и будущего времени Преобладании глагольных форм настоящего и будущего времени Употреблении формы единственного числа существительного в значении множественного (волк – хищное животное, которое обитает…; липа начинает цвести…) Употреблении формы единственного числа существительного в значении множественного (волк – хищное животное, которое обитает…; липа начинает цвести…)

Газетно-публицистический стиль Функции Информационная Информационная Воздействующая Воздействующая Сферы применения СМИ СМИ Публичные выступления Публичные выступления Политические дебаты и т.д. Политические дебаты и т.д.Жанры Газетная и журнальная статья Газетная и журнальная статья Очерк Очерк Эссе Эссе Агитационные, политические и др. речи Агитационные, политические и др. речи Реклама Реклама Особенности Лексические Лексические Морфологические Морфологические Синтаксические Синтаксические Разновидности Публицистический Публицистический Агитационный Агитационный Политико-идеологический Политико-идеологический Массово-политический Массово-политический

Лексические особенности газетно- публицистического стиля Использовании общественной лексики (партия, форум, государство, гласность, приватизация и т.д.) Использовании общественной лексики (партия, форум, государство, гласность, приватизация и т.д.) Используются речевые стандарты (работники бюджетной сферы, гуманитарная помощь,силовые ведомства и т.д.) Используются речевые стандарты (работники бюджетной сферы, гуманитарная помощь,силовые ведомства и т.д.) Оценочная лексика (пиратский курс, политика агрессии и провокации, банда наемных убийц и т.д.) Оценочная лексика (пиратский курс, политика агрессии и провокации, банда наемных убийц и т.д.) Используется языковая игра (души (глагол повелительного наклонения) прекрасные порывы и т.д.) Используется языковая игра (души (глагол повелительного наклонения) прекрасные порывы и т.д.) Используются разнообразные средства языковой выразительности (метафора, гипербола, сравнении, эпитет и т.д.) Используются разнообразные средства языковой выразительности (метафора, гипербола, сравнении, эпитет и т.д.)

Морфологические особенности газетно- публицистического стиля Использовании существительных с суффиксами ость, нии, ств, ие Использовании существительных с суффиксами ость, нии, ств, ие Использовании интернациональных словообразовательных элементов (архи, гипер, ультра, транс, анти, пост и т.д.) Использовании интернациональных словообразовательных элементов (архи, гипер, ультра, транс, анти, пост и т.д.) Использовании сложных слов (многосторонний, добрососедский, повсеместные, СНГ, ОМОН, АО и т.д.) Использовании сложных слов (многосторонний, добрососедский, повсеместные, СНГ, ОМОН, АО и т.д.) Использовании слов с суффиксами субъективной оценки чина, чина и т.д. (бытовчина, важчинать, дедовчина) Использовании слов с суффиксами субъективной оценки чина, чина и т.д. (бытовчина, важчинать, дедовчина)

Синтаксические особенности газетно- публицистического стиля Использовании разнообразных форм речи (монолога, диалога, прямой речи) Использовании разнообразных форм речи (монолога, диалога, прямой речи) Использовании неполных предложений («Миру мир,» «учить дисциплине» и т.д.) Использовании неполных предложений («Миру мир,» «учить дисциплине» и т.д.) Использовании восклицательных, вопросительных конструкций, риторических вопросов Использовании восклицательных, вопросительных конструкций, риторических вопросов Использовании безличных и обобщенно-личных предложений (в заметке говориться…, сообщаю, что…, Изыскать резервы! И т.д.) Использовании безличных и обобщенно-личных предложений (в заметке говориться…, сообщаю, что…, Изыскать резервы! И т.д.) Использовании лозунгов, ппризывов, рекламы. Использовании лозунгов, ппризывов, рекламы.

Разговорный стиль Используется при непосредственном общении Используется при непосредственном общении Передается с помощью звуков Передается с помощью звуков Характеризуется спонтанностью (неподготовленностью), неофициальностью Характеризуется спонтанностью (неподготовленностью), неофициальностью Языковые единицы разговорного стиля обладают эмоционально-экспрессивной окраской Языковые единицы разговорного стиля обладают эмоционально-экспрессивной окраской В рамках стиля используется диалоговая форма речи В рамках стиля используется диалоговая форма речи Характеризуется неполнотой (фонетической, синтаксической и т.д.) Характеризуется неполнотой (фонетической, синтаксической и т.д.)

Нейтральный стиль Используется как в книжном, так и в разговорном стиле Используется как в книжном, так и в разговорном стиле Языковые единицы, его составляющие, не имеют эмоционально-экспрессивной окраски и стилистической маркировки Языковые единицы, его составляющие, не имеют эмоционально-экспрессивной окраски и стилистической маркировки Составляет основу литературного языка Составляет основу литературного языка