Автор: Степанова Т.Ц., классный руководитель 11 е класса
Научиться иметь свой взгляд на происходящие события и явления, отстаивать свою точку зрения без негативизма и агрессии. Внутренний мир каждого человека уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Но есть некоторые закономерности, характеризующие познавательные процессы людей, их переживания и поведение. Строя свои отношения с другими людьми, мы следуем определенным правилам, иногда неловко и неумело, из – за чего возникают личные проблемы и затруднения. Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает. В.О.Ключевский
Я собака – всего лишь собака! В голове у меня - пустота. Но другую собаку однако, Никогда не приму за кота. Не нужны ни условные знаки. Ни слова – потому что чутьем Брата кровного в каждой собаке Мы и так за версту узнаем! Ни порода, ни масть, ни размеры С толку нас никогда не собьют: Даже крошечные тойтерьеры В сенбернарах своих признают… Мы вступаем и в драки, и в браки. Неизменную веру храня: Что бы ни было – все мы собаки. Все мы – братья, все мы родня. Вы же, умные, вашего брата Распознать неспособны никак… Сразу видно – чутье слабовато. В этом вам далеко до собак. Если брат ваш – не вашей масти, Разве в этом он виноват? Вы же рвете его на части. Словно он вам уже и не брат… Борис Заходер
Знание самого себя Защищенность Ответственность Потребность в определенности Ориентация на себя - ориентация на других Приверженность к порядку Способность к эмпатии Чувство юмора Авторитаризм
1. Принятие различных представлений: принятие отличающихся представлений других людей, например, в религиозных или политических вопросах, и справедливости к людям, проводящим эти различные представления. 2. Способность выносить затруднение: способность выносить резкие или трудные условия (состояния). 3. Способность противостоять крайностям: способность организма выжить в чрезвычайных условиях (состояниях). 4. Это личная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
5. Это уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога. 6. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблаготворный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятное воздействие. 7. Способность человека признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, будучи уверенным в своих позициях, не избегая конкуренции.
Тест 1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь? А) да; Б) нет. 2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете? А) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; Б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил. 3. Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость? А) да; Б) нет. 4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми? А) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует; Б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать. 5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, иным положением, обычаями? А) мне трудно было бы это сделать; Б) я не обращаю внимание на такие вещи.
7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»? А) да; Б) нет. 8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете? А) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня; Б) я лишь радуюсь за него (нее). 9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция: А) уйдете пораньше под благовидным предлогом; Б) вступите в спор. 6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? А) мне не нравится ни сами шутки, ни шутники; Б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же мере.
Анализ результатов От 0 до 4 очков: вы непреклонны, простите, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете. От 6 до 12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно? От 14 до 18 очков: твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснились, ошибочны.
1. Упражнение «Эмблема толерантности» 2. Упражнение «Пантомима толерантности» Толерантность – это … Сотрудничество, дух партнерства Готовность мириться с чужим мнением Уважение человеческого достоинства, уважение прав других Принятие другого таким, какой он есть Способность поставить себя на место другого Уважение права быть иным Признание многообразия Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия
Упражнение «Черты толерантной личности» Черты толерантной личности А В 1. Расположенность к другим 2. Снисходительность 3. Терпение 4. Чувство юмора 5. Чуткость 6. Доверие 7. Альтруизм 8. Терпимость 9. Умение владеть собой 10. Доброжелательность 11. Умение не осуждать других 12. Гуманизм 13. Умение слушать 14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию
Спасибо за работу