ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит, - это строки А.С.Пушкина, посвящённые Царскосельской статуе. А вот юная воспитанница Царскосельской женской гимназии Анна Горенко, вглядываясь в красавицу с кувшином, вдруг испытала укол ревности: И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюблённой… Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнажённой,- так обращается она к своему кумиру – А.С.Пушкину. Ей порой казалось, что тень Пушкина мелькает на дальних дорожках парка, и она чуть ли не искала с ним встреч. «Царское Село,-говорила Ахматова,- исток жизни и вдохновения».
Слепнёво, принадлежащее свекрови Ахматовой, было удобным местом отдыха. Дом был добротный, бревенчатый, деревенский, хотя нёс в себе черты «господской» постройки. Здесь вырос на попечении у бабушки Лев Гумилёв. Сейчас слепнёвский дом перевезён на окраину Бежецка и является музейным достоянием.
Как люблю, как любила глядеть я На закованные берега, На балконы, куда столетья Не ступала ничья нога. И воистину ты – столица Для безумных и светлых нас…
Ведь где-то есть простая жизнь и свет, Прозрачный, тёплый и весёлый… Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды, Бессолнечные, мрачные сады И голос Музы еле слышный.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ШЕРЕМЕТЬЕВСКИЙ ДВОРЕЦ. ЮЖНЫЙ ФЛИГЕЛЬ. Здесь Ахматова в 30-е годы написала «Реквием». Писала страницу, запоминала и сжигала, даже вслух не могла произнести, потому что её комнаты прослушивались, она была под постоянным наблюдением Фонтанный Дом - многолетнее пристанище Ахматовой. Здесь Анна Андреевна прожила в общей сложности около трех десятков лет. Во дворце графов Шереметьевых она особенно глубоко чувствовала свою неразрывную связь с русской историей, с Петербургом... Здесь ею написано множество стихотворений и литературоведческих работ »Я С ТОБОЮ НЕРАЗЛУЧИМА, »ТЕНЬ МОЯ НА СТЕНАХ ТВОИХ
А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем- не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем оборвана связь, Ни в Царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов… И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слёзы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный галит вдали, И тихо идут по Неве корабли.
В 2006 году напротив знаменитых «крестов» был открыт памятник Анне Ахматовой. Скульптор Галина Додонова: "Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына».
Воспоминания Ольги Берггольц о Анне Ахматовой: «…около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного дома… С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного дома…»
В сентябре 1941 года А.Ахматова обратилась к ленинградским женщинам по радио: «Я, КАК И ВСЕ ВЫ СЕЙЧАС, ЖИВУ ОДНОЙ НЕПОКОЛЕБИМОЙ ВЕРОЙ В ТО, ЧТО ЛЕНИНГРАД НИКОГДА НЕ БУДЕТ ФАШИСТСКИМ». Позднее, в 1942 году в Ташкенте, куда её эвакуировали по приказу Сталина, было написано стихотворение «Мужество»: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Родная земля Но ложимся в неё и становимся ею, Оттого и зовём так свободно своею.