Основы политической модернизации. Тема 9 Лекция
Вопросы: 1. Теории политической модернизации. 1. Теории политической модернизации. 2. Факторы политической модернизации. 2. Факторы политической модернизации. 3. Типы модернизации. 3. Типы модернизации. 4. Основные варианты и пути модернизации. 4. Основные варианты и пути модернизации. 5. Политическая модернизация в современной России 5. Политическая модернизация в современной России
этапы развития теории политической модернизации: 1 этап: 1950 – 1960-е гг. модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни; 1 этап: 1950 – 1960-е гг. модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни; 2 этап: 1970 – 1990-е гг. связь между модернизацией и развитием была пересмотрена. Модернизация стала рассматриваться не как условие развития, а как его функция. 2 этап: 1970 – 1990-е гг. связь между модернизацией и развитием была пересмотрена. Модернизация стала рассматриваться не как условие развития, а как его функция.
факторы модернизации в экономике расширение индустриальных технологий, основанных на использовании капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов; в экономике расширение индустриальных технологий, основанных на использовании капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов; - расширение вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства; - расширение вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства; - развитие рынков товаров, капиталов и труда; - развитие рынков товаров, капиталов и труда;
факторы модернизации в социальной сфере ослабление прежних предписанных социальных типов и расширение сферы новых рациональных целевых связей, основанных на профессиональных или рыночных критериях, что сопровождается ростом дифференциации, в особенности классовой и имущественной, разделением между производством, политической и общественной деятельностью; в социальной сфере ослабление прежних предписанных социальных типов и расширение сферы новых рациональных целевых связей, основанных на профессиональных или рыночных критериях, что сопровождается ростом дифференциации, в особенности классовой и имущественной, разделением между производством, политической и общественной деятельностью;
факторы модернизации в политике образование централизованных национальных государств, в рамках которых формируются различные социально- политические движения и группы, отстаивающие свои интересы; в политике образование централизованных национальных государств, в рамках которых формируются различные социально- политические движения и группы, отстаивающие свои интересы;
факторы модернизации в культуре дифференциация духовных систем и ценностных ориентации, плюрализм общественного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие средств массовой информации и коммуникации. в культуре дифференциация духовных систем и ценностных ориентации, плюрализм общественного сознания и образования, распространение грамотности, формирование национальной культуры и языка, многообразие идеологических течений, развитие средств массовой информации и коммуникации.
типы модернизации: Первичная модернизация охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации Первичная модернизация охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации
типы модернизации: Вторичная модернизация («отраженная», модернизация вдогонку) возникает как результат социокультурных контактов отставших в своем развитии стран Вторичная модернизация («отраженная», модернизация вдогонку) возникает как результат социокультурных контактов отставших в своем развитии стран
основными критериями политической модернизации Для ученых либерального направления (Р. Даль. Г. Агмонс), Л. Пай) – являются степень вовлеченности населения в систему представительной демократии и уровень открытой конкуренции свободных элит. Для ученых либерального направления (Р. Даль. Г. Агмонс), Л. Пай) – являются степень вовлеченности населения в систему представительной демократии и уровень открытой конкуренции свободных элит.
основными критериями политической модернизации По мнению ученых консервативного направления (С. Хантингтон, Дж. Нельсон и др.), главным источником модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включением в политическую жизнь и институционализацией. По мнению ученых консервативного направления (С. Хантингтон, Дж. Нельсон и др.), главным источником модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включением в политическую жизнь и институционализацией.
Исторические особенности политического развития России: этатизм; этатизм; раскол российской культуры на две основные субкультуры; раскол российской культуры на две основные субкультуры; последовательная смена реформ и контрреформ. последовательная смена реформ и контрреформ.
Исторические особенности политического развития России: 1. Этатизм - решающая роль государства в реформировании всей общественной системы: 1) огромная политическая роль бюрократии; 1) огромная политическая роль бюрократии; 2) патернализм - стремление быть под патронажем государства, отдельного его института или какого-либо лица; 2) патернализм - стремление быть под патронажем государства, отдельного его института или какого-либо лица; 3) клиентелизм - преимущественное использование элитами неформальных связей); 3) клиентелизм - преимущественное использование элитами неформальных связей); 4) ориентация гражданина на социальное восхождение вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии и извлечения из этого соответствующих льгот и привилегий; 4) ориентация гражданина на социальное восхождение вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии и извлечения из этого соответствующих льгот и привилегий; 5) выключение широких народных масс из повседневного политического процесса, достижение массовой политической инертности; 5) выключение широких народных масс из повседневного политического процесса, достижение массовой политической инертности; 6) отсутствие цивилизованных (или хотя бы корректных) форм взаимоотношений между «верхами» и «низами», правовой нигилизм и тех и других. 6) отсутствие цивилизованных (или хотя бы корректных) форм взаимоотношений между «верхами» и «низами», правовой нигилизм и тех и других.
Вторая историческая особенность политического развития России: Вторая историческая особенность политического развития России: Раскол российской культуры на две основные субкультуры: культуру европеизированных верхов (в значительной степени искусственную и противостоящую историческим национальным традициям), культуру европеизированных верхов (в значительной степени искусственную и противостоящую историческим национальным традициям), патриархальную культуру крестьянских низов патриархальную культуру крестьянских низов Конфликт субкультур длится уже три столетия это конфликт между западниками и почвенниками, радикалами и патриархальными консерваторами, анархистами и этатистами, а в современных условиях между демократами и коммунистами. Для политической культуры России характерны почти перманентное отсутствие национального согласия, болезненный разлад между различными социальными группами. Перманентный - непрерывно продолжающийся, постоянный.
Исторические особенности политического развития России: Третья особенность последовательная смена в России реформ и контрреформ. Третья особенность последовательная смена в России реформ и контрреформ.
Переходный период в современной России это: период активной «запаздывающей» модернизации сверху (политическим путем), период активной «запаздывающей» модернизации сверху (политическим путем), структурной перестройки экономики, структурной перестройки экономики, попыток включиться в новую технологическую волну. попыток включиться в новую технологическую волну.
В начале XXI в. Россия вновь сталкивается: с извечной российской проблемой - форсированной модернизации, вызывающей параллельную архаизацию. В ходе обновления страны пробуждаются глубоко укорененные архаичные и примитивные пласты как идеологии, так и вообще ментальности, как сознания, так и бессознательного, как общих жизненных укладов, так и конкретно социально-политического «быта» (в форме воссоздания локальных авторитарных режимов, этнических, клановых и кастовых структур, разрушения общих духовных основ интеграции населения и т.д.). Архаизация - подражание приемам, стилю и формам политиков прошедших эпох, возвращение к глубинным ценностям и смыслам.
Перспективы политической модернизации в России будут определяться способностью режима решить следующие группы проблем: 1) выведение из-под политического контроля преобладающей части экономических ресурсов; 1) выведение из-под политического контроля преобладающей части экономических ресурсов; 2) создание открытой социальной структуры путем преодоления жесткой территориальной и профессиональной закрепленности людей; 2) создание открытой социальной структуры путем преодоления жесткой территориальной и профессиональной закрепленности людей;
Перспективы политической модернизации в России будут определяться способностью режима решить следующие группы проблем: 3) формирование институтов и культуры, обеспечивающих взаимную безопасность открытого политического соперничества различных сил в борьбе за власть; 3) формирование институтов и культуры, обеспечивающих взаимную безопасность открытого политического соперничества различных сил в борьбе за власть;
Перспективы политической модернизации в России будут определяться способностью режима решить следующие группы проблем: 4) создание эффективной системы местного самоуправления и федеральной системы управления, способных стать реальной альтернативой традиционному бюрократическому централизму. 4) создание эффективной системы местного самоуправления и федеральной системы управления, способных стать реальной альтернативой традиционному бюрократическому централизму. Перед Россией стоит историческая задача: сточить грани своего «квадратного колеса» и перейти к развитию. Очевидно, что модель этого развития не будет в полной мере ни западной, либеральной, ни восточной, корпоративно-патерналистской. Она будет отчасти и той и другой. Иными словами, она будет евроазиатской.
Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г.: Цель модернизации – стремление быть современными. Цель модернизации – стремление быть современными. «По-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные эволюционные преобразования социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем, оценок настоящего, на постепенные, но необратимые перемены в технологической, экономической, культурной областях, на неуклонное повышение качества жизни.» «По-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные эволюционные преобразования социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем, оценок настоящего, на постепенные, но необратимые перемены в технологической, экономической, культурной областях, на неуклонное повышение качества жизни.»