Организация исследовательской работы учащихся по обществознанию Чеглакова Татьяна Анатольевна, учитель обществознания МКОУ СОШ с. Всехсвятское Белохолуницкого района
Что такое исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность – вид деятельности, для которой характерно самостоятельное творчество, в ходе которого вырабатывается собственная концепция поднимаемой проблемы. Исследовательская деятельность обеспечивает выход на формирование ключевых компетентностей ученика.
Этапы исследовательской работы 1. Информационный определение общего направления работы, выявление проблемы исследования. 2. Плановый определение конкретной цели, задач, методов исследования, структуры и формы работы. 3. Поисковый Поиск и сбор информации, работа с разными источниками информации, анализ. 4. Обобщающий структурирование информации, систематизация полученных данных, выводы. 5. Защита работы итоговое представление работы, демонстрация приобретённых знаний и умений (презентация).
Структура исследовательской работы Введение Глава 1. Теоретическая часть Глава 2. Практическая часть Заключение Выводы Рекомендации Список источников и литературы Приложение
Тема исследования отражает характерные черты проблемы исследования Примеры:
Объект исследования процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранный для изучения сторона жизни общества, с которой познаётся объект Примеры: Предмет исследования
Цель это знание, которое нужно открыть; результат, которого необходимо добиться конкретизируют цель Примеры: Задачи
Гипотеза предположение, истинность которого нужно доказать Примеры:
Методы виды деятельности для получения определенного результата Примеры:
Выводы подведение итогов исследования; выводы должны соответствовать задачам Примеры:
Рекомендации практическое применение работы, перспективы Примеры:
Участие учащихся в конкурсах исследовательских работ Очные (районные и областные НПК). Очно - заочные (областные и всероссийские): – «Я – гражданин России», – конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, – «Юность. Наука. Культура», – «Шаги в науку», – «Мои первые шаги в науке».
Уровни сформированности исследовательской компетентности учащихся 1 – уровень представлений 2 – разработка проекта совместно с педагогом 3 – самостоятельное исследование под руководством учителя 4 – ученик-консультант по разработке проекта Диагностика сформированности исследовательской компетентности
Выводы Исследовательская деятельность Открывает возможности встреч с интересными, творческими людьми: учеными специалистами «продвинутыми сверстниками»
Выводы о значимости исследовательской деятельности для учащихся Исследовательская деятельность дает возможность расширить кругозор учащихся, повысить личностную самооценку, стимулирует к активной творческой жизни. В результате повышается мотивация к учебе, обучение становится значимым процессом, развиваются ключевые компетентности учащихся. Предоставляет возможность ощутить вкус победы и испытать горечь поражения.