Название проекта Создание лингвокультуроведческого словаря к рассказу В.П. Астафьева «Рукою согретый хлеб» Предметная область Русский язык, информатика Участники лет, 7 класс Цель проекта Создать условия для включения учащихся в контекст мировой культуры через составление лингвокультуроведческого словаря с использованием современных информационных технологий. Задачи проекта Способствовать формированию речевой культуры и культуры работе с информацией. Сформировать положительные мотивации учения, создать ситуацию успеха. Совершенствовать личностных качеств учащихся (самостоятельность, ответственность за порученное дело, самокритичность, толерантность). Краткое описание проекта Основная идея – формирование опыта интеграции лингвистических знаний и знаний по информатике в работе со словом в соответствии с требованиями ФГОС. Этапы: Знакомство с рассказом (коллективная работа); Создание словарной статьи по ключевому слову с поиском сведений в различных источниках, презентация работы (групповая работа); Создание и оформление собственной миниатюры согласно предложенным критериям (индивидуальная работа); Систематизация материалов проекта, презентация на конференции. Информационные технологии Поиск информации в различных источниках (электронные словари, Интернет-ресурсы), работа с документами Google в режиме совместного доступа, разработка презентации проекта. Ключевые слова Слово, метапредметность, культуроведческая компетентность, информационная культура, мировая культура, личность
Дальнейшее формирование компетентностей: 1. Общекультурной (связана с осознанием ценности слова в культуре); 2.Учебно-познавательной (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка); 3. Информационной (поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, сохранение и передача); 4. Коммуникативной (навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями); 5. Компетенции личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения). ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Проблема современного школьника – трудности в понимании читаемого текста. Путь решения – создание словарей на основе лингвокультурологического анализа художественного текста (расширяет активный словарь учащегося, помогает глубже вникать в содержание текста). Актуальность работы: словарь - не только компактная форма представления языкового материала, но и один из способов сохранения народных традиций и эффективный инструмент анализа и изучения прозы и поэзии. Проект межпредметный, координация скрытая. АКТУАЛЬНОСТЬ И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
1. Текст рассказа В.П. Астафьева «Рукою согретый хлеб»; 2. Памятка по составлению лингвокультуроведческого словаря; 3. Требования к оформлению словарной странички; 4. Критерии оценивания творческого задания (лирической миниатюры); 5. Словари различных видов (традиционные, на электронных носителях, сетевые). УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Форм и методов оценки учебных достижений школьников: Наблюдение и своевременная коррекция знаний в ходе самостоятельной работы над проектом (прием «скрытая координация действий»); Оценка работы над проектом (согласно критериям); Самооценка и взаимооценка миниатюры (согласно заранее известным критериям); Самооценка оформления миниатюры (через сравнение с эталоном); Рефлексия (презентация проекта, самоанализ работы группы). ОЦЕНКИ И СТАНДАРТЫ