Мастер-класс по использованию приёма «Шесть мыслящих шляп» в технологии развития критического мышления Купарева Вероника Валентиновна преподаватель английского языка, высшей квалификационной категории КОГОБУ СПО «Кировский педагогический колледж»
Для наиболее наглядного изображения процессов, происходящих во время латерального мышления, ученым был предложен метод, названный им «Шесть шляп мышления» (Six Thinking Hats) – по количеству этих процессов Для наиболее наглядного изображения процессов, происходящих во время латерального мышления, ученым был предложен метод, названный им «Шесть шляп мышления» (Six Thinking Hats) – по количеству этих процессов Эдвард де Боно - британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Получил почетные степени в области психологии и физиологии, а также докторскую степень в медицине. В 1969 была опубликована его книга «Принцип Действия Ума», на основе которой, Эдвард де Боно разработал концепцию и инструменты латерального мышления.
Почему «Шесть шляп»? Во-первых, каждой шляпе соответствует свой цвет, который отличает её от других, поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление; Во-первых, каждой шляпе соответствует свой цвет, который отличает её от других, поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление; Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять, поэтому надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций; Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять, поэтому надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций; В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию. В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию.
Красная шляпа (чувства) Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для высвобождения эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для высвобождения эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе
Белая шляпа (факты) Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей, можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум» Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей, можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум»
Чёрная шляпа (критика) Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски, предупредить о неверном шаге Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски, предупредить о неверном шаге
Жёлтая шляпа (оптимизм) Желтая шляпа, напротив, помогает раскрыть ресурсы и положительные стороны ситуации, проблемы, явления Желтая шляпа, напротив, помогает раскрыть ресурсы и положительные стороны ситуации, проблемы, явления
Зелёная шляпа (креативность) Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы
Синяя шляпа (процесс). Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контексте глобальных событий жизни; философски осмысливать события и явления Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контексте глобальных событий жизни; философски осмысливать события и явления
Таким образом, шляпы выступают в роли метафор, обозначающих этапы дискуссии для определенных составляющих учебного процесса, где каждому цвету соответствует свой этап Таким образом, шляпы выступают в роли метафор, обозначающих этапы дискуссии для определенных составляющих учебного процесса, где каждому цвету соответствует свой этап
Сценарное описание метода Предмет: Лингвострановедение и страноведение Великобритании Предмет: Лингвострановедение и страноведение Великобритании Участники учебного процесса: студенты 4 курса, специальности «Иностранный язык» Участники учебного процесса: студенты 4 курса, специальности «Иностранный язык» Тема занятия: « Монархия» Тема занятия: « Монархия» Цель занятия: Обобщить и систематизировать знания по теме «Монархия» Цель занятия: Обобщить и систематизировать знания по теме «Монархия» Проблема: « Есть ли место для королей и королев в 21 веке? Посоветовали бы вы британцам избавиться от монархии?» Проблема: « Есть ли место для королей и королев в 21 веке? Посоветовали бы вы британцам избавиться от монархии?» Метод решения проблемы: «Шесть шляп мышления» Метод решения проблемы: «Шесть шляп мышления» Решаемая задача: Активизировать речемыслительную деятельность участников УП. Решаемая задача: Активизировать речемыслительную деятельность участников УП. Оборудование: - кепки-индикаторы, мультимедийный проектор, тематические «Портфолио» студентов Оборудование: - кепки-индикаторы, мультимедийный проектор, тематические «Портфолио» студентов
Логика процесса 1 этап: Запуск 2 этап: Основной 3 этап: Демонстрация решения проблемы Просмотреть видеофрагмент
Комментарии к первому этапу На этапе запуска важно подготовить студентов к предстоящей дискуссии, пониманию сути тех ролевых моделей мышления, которые они будут демонстрировать. Не допускается хаотичное «снятие и надевание шляп» На этапе запуска важно подготовить студентов к предстоящей дискуссии, пониманию сути тех ролевых моделей мышления, которые они будут демонстрировать. Не допускается хаотичное «снятие и надевание шляп»
Комментарии ко второму этапу Логику данного этапа определяют «Синие», которые координируют дискуссию. Важно, чтобы в ходе дискуссии участники всех групп имели возможность «примерить шляпы всех цветов». Так как задача участников учебного процесса усложняется тем, что они излагают мысли средствами иностранного языка, преподавателю необходимо предусмотреть возможные речевые проблемы - и заранее обсудить способы их решения. (например: разрешить использовать родной язык в тех случаях, когда студент считает, что его мысль будет звучать более убедительно)
Комментарии к третьему этапу Как правило, подвести итог дискуссии – задача «Синих». Они возвращаются к вопросу, который прозвучал в начале занятия, и дают возможность каждой группе, после короткого обсуждения, ответить на поставленный вопрос. Совсем не обязательно, чтобы все мнения совпали
Преимущества метода Наглядность применения. Параллельное мышление Умение владеть ситуацией и видеть решение с нескольких точек зрения. (в отличие от метода «Мозговой штурм», когда каждый отстаивает своё мнение) Позволяет отстраниться от своего эго и начать действовать согласно заданной шляпой модели поведения.
Недостатки метода Требуется развитое мышление. Большая психологическая нагрузка. Со стороны преподавателя требуется умение понимать когда необходимо остановить высказывания студентов и перенаправить их на другой образ мышления.
Когда необходимо применять… Когда во время обсуждения может возникнуть или уже возникали ранее: Беспомощность. ( я не знаю, что сказать. Я не знаю как и подумать об этом.) Эмоции. Часто мы склонны принимать решения под влиянием минутного настроения. Опираясь на эмоции. Путаница. Мы пытаемся думать обо всём сразу, в результате концентрация внимания снижается, мы что-то упускаем из виду. Однотипность мышления. Преподавателю целесообразно правильно ставить задачу: оптимистам - чаще критиковать, пессимистам находить плюсы.