Детское экспериментирование в экологическом образовании дошкольников
Виды опытов По объекту изучения По объекту изучения С неживой природой С растениями С животными С особенностями организма человека
По количеству детей Фронтальные Фронтальные Подгрупповые Подгрупповые Индивидуальные Индивидуальные
По методическим приемам Демонстрационные Демонстрационные Самостоятельные Самостоятельные
Постановка проблемной задачи Анализ задачи. Выдвижение гипотез Поиск приемов проверки гипотезы Поисковые действия Осмысление результатов Выводы
Проблемная задача Может предложить педагог (изучив интересы детей, на основе программы) Может предложить педагог (изучив интересы детей, на основе программы) Могут предложить дети (в процессе игровой, трудовой или учебной деятельности) Могут предложить дети (в процессе игровой, трудовой или учебной деятельности)Должна находиться в зоне ближайшего развития ребенка (не слишком простая и не слишком сложная) находиться в зоне ближайшего развития ребенка (не слишком простая и не слишком сложная) Быть интересна детям Быть интересна детям
Анализ задачи Выдвижение гипотез Что мы знаем об этом? Что мы знаем об этом? Что мы хотим узнать? Что мы хотим узнать? Варианты ответов на вопрос задачи. Варианты ответов на вопрос задачи. Очень важно привлечь всех детей к обсуждению привлечь всех детей к обсуждению ни в коем случае не давать оценку ответам детей (молодец, правильно, неправильно и т.п.) ни в коем случае не давать оценку ответам детей (молодец, правильно, неправильно и т.п.) Доброжелательная, эмоциональная обстановка
Приемы проверки гипотез Эвристическая беседа (если у детей достаточно знаний) Эвристическая беседа (если у детей достаточно знаний) Длительные наблюдения (за ростом и развитием растений, за поведением животных и т.п.) Длительные наблюдения (за ростом и развитием растений, за поведением животных и т.п.) Элементарные опыты Элементарные опыты
Поисковые действия или сам опыт Должен быть безопасным для детей и объектов опыта Должен быть безопасным для детей и объектов опыта Не стоит запрещать детям проговаривать свои действия Не стоит запрещать детям проговаривать свои действия Дети имеют право на ошибку Дети имеют право на ошибку Использовать готовые зарисовки алгоритма опыта Использовать готовые зарисовки алгоритма опыта
Осмысление результатов Что мы хотели узнать? Что мы хотели узнать? Что мы узнали? Что мы узнали? Как мы это узнали? Как мы это узнали? Оправдались ли наши предположения? Оправдались ли наши предположения?
Выводы Должны сделать сами дети Должны сделать сами дети Формулировка очень краткая и четкая Формулировка очень краткая и четкая Если дети делают неправильные выводы или сомневаются, опыт надо повторять по той же структуре. Если дети делают неправильные выводы или сомневаются, опыт надо повторять по той же структуре.