Археологическое прошлое Нижегородского края.
Археологическая культура – это совокупность археологических памятников, относящихся к одному времени, отличающихся местными особенностями и сосредоточенных на определенной территории.
Заселение края в древности. Археологические раскопки показали, что на территории нашего края в III – II тысячелетии до нашей эры жили племена Балахнинской неолитической культуры. Свое название она получила по наиболее типичной стоянке, раскопанной близ современного города Балахна. Кроме окрестностей Балахны (Большое Козино, Малое Козино), археологи открыли такие группы в районе городов Павлово, Дзержинск, Городец, Н. Новгород (в Сормове, Молитовке, на Моховых горах). Селились балахнинцы небольшими поселками по взрослых человек. Селения располагались компактными группами. Балахнинцы были охотниками и рыболовами. Судя по найденным орудиям, они умели шлифовать, полировать, долбить и пилить камень, изготовлять глиняную посуду. Им было известно плетение из растительных волокон. Во второй половине II тысячелетия до нашей эры они научились выплавлять металл, знали мотыжное земледелие, занимались животноводством. Археологические раскопки помогли выяснить, что балахнинцы жили в полуземлянках округлой или овальной формы. В жилища вели узкие коридоры, один из них был обращен в сторону реки, другой соединял жилое помещение с мастерской для изготовления кремневых орудий. Внутри жилища устраивались очаги из камней.
В середине II тысячелетия до нашей эры в низовья Оки проникли племена Волосовской культуры. Первая стоянка этого типа была открыта у деревни Волосово на правобережье Оки при слиянии Теши и Велетьмы. Волосовцы заняли часть территории балахнинских племен. В низовьях Оки и по берегам Волги от Нижнего Новгорода до Городца балахнинцы продолжали развивать свою собственную, своеобразную материальную культуру. Во второй половине II тысячелетия до нашей эры они научились выплавлять металл - наступает бронзовый век.
В нескольких километрах на юго- восток от станции Сейма обнаружен Сейминский могильник. Люди здесь жили в XVXII веках до нашей эры. Раскопаны обломки сосудов, бронзовые литые долотообразные втульчатые топоры, большие наконечники копий, ножи, кинжалы. Вместе с бронзовыми орудиями обнаружены и кремневые: наконечники стрел, пилки и обломки сверленых орудий. И несколько неожиданные находки - предметы из нефрита (молочно-белый или зеленоватый минерал), янтарная бусина. Месторождений нефрита и янтаря на территории области нет, следовательно, люди Сейминской стоянки жили не замкнуто, не обособленно, они общались и торговали с населением отдельных районов.
Сейминское становище (рисунок А. П. Мельникова 5 июля 1914 го-да).
Сейминскую керамику называли иначе СЕТЧАТОЙ или ТЕКСТИЛЬНОЙ КЕРАМИКОЙ
О людях бронзового века, их быте, занятиях рассказывают и раскопки других стоянок и могильников. В Чуркинском могильнике (район Балахны ) обнаружены кости свиньи, коровы, лошади, барана, собаки. Значит, люди занимались уже животноводством. Найдено большое количество кремневых клиновидных топоров, удобных для обработки дерева. Очевидно, люди знали мотыжное земледелие.
Древние люди приобретали все новые умения - и менялась их жизнь, совершенствовался труд, более разнообразным и развитым становилось хозяйство. Сергачский могильник, открытый в Кожиной слободе (I III вв. н. э.), Гагинский и Хиринский -близ Арзамаса (середина I тысячелетия н. э.), Богородское, Русинихинское, Одоевское, Чертово городища на Ветлуге свидетельствуют, что люди, жившие на территории области в это время, вступили в эпоху железа. Памятники I тысячелетия нашей эры дают нам такие любопытные сведения: костей домашних животных тут обнаружено в 2,5 раза больше, чем диких. Значит, скотоводство преобладает среди других занятий жителей, а охота отступает на второй план. Растет и роль земледелия: из подсобного занятия оно становится ведущей отраслью хозяйства.
Памятники ВОЛОСОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ: 1 голова лебедя; 2, 3 изображения птиц; 4 изображение животного; 5, 6, 7 изображения человека
ФАТЬЯНОВСКАЯ КУЛЬТУРА Полированные бронзовые топоры с отверстием под рукоять
ГОРОДЕЦКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА
Расселение племён В I тысячелетии нашей эры вдоль рек Теша, Пьяна, Алатырь, Кудьма, Ока жили мордовские племена. В Поветлужье – марийские. Небольшую территорию по Оке до впадения ее в Волгу занимала мурома. Марийские племена жили в Поветлужье. В XII веке в устье Оки появляются первые славянские поселения. Земледельцы из княжеств Киевской Руси в пору ее распада, Владимиро-Суздальской земли, просачивались на вольные малонаселенные земли и расселялись семьями и группами по берегам Оки и Волги. Славяне селились среди коренных жителей, осваивая, в первую очередь, земли сегодняшних Городецкого, Балахнинского, и Борского районов.
Среди обычных материалов, которые дают раскопки поселений, особый интерес представляют остатки жилищ. У различных племен и народов жилища сильно отличаются друг от друга.