Это период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая половина XIX века), термин ввёл Николай Оцуп. «Серебряный век» протекал с 1890 до 1921 годов.русскойXX века поэтов эстетику XIX века Николай Оцуп Серебряный век
1. Символизм *«старшие символисты» *«младосимволисты» 2. Акмеизм 3. Футуризм *кубофутуризм *эгофутуризм 4. Новокрестьянская поэзия 5. Имажинизм Литературные течения и объединения
* 1890 г. - публикация первой книги К. Бальмонта «Сборник стихотворений»; * 1892 г. - Д. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»; * г. – издание 3-х сборников стихотворений с программным названием «Русские символисты» /поэтическая мистификация!/ толчок к теоретическому самоопределению нового течения Символизм – одно из модернистских течений в русской поэзии рубежа веков /символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты - целью и содержанием своего искусства, а символ, опирающийся на многозначное поэтическое слово, – основным художественным средством/. Символизм / /
- Искусство – постижение мира иными, не рассудочными путями /В.Брюсов/; -Поэзия – тайнопись неизречённого /Вяч. Иванов/; - Символ /от греч. «условный знак»/ - поэтический образ, выражающий суть к.-либо явления, иногда сиюминутные представления поэта. - Передача тончайших движений души, музыка стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии. -Элитарность, ориентация на читателя соавтора, творца Основные принципы символизма
«Всё проходящее есть только символ…» /Гёте/ Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб /петербуржцы/. К. Бальмонт, В.Брюсов / московские символисты/ В их творчестве поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество критики иногда называли декадентским. «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей. Старшие символисты
А. Блок, А. Белый, В. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм философия, преломленная в поэтическом сознании. Младшие символисты
Эстетика символизма В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в бессмысленной игру слов и звуков. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком. В любом символе есть две стороны означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство ключ к тайне. Понятие и образ Тайны, таинственного, мистического проявляется как в романтизме, так и в символизме. Однако, романтизм, как правило, исходит из того, что «познание мира есть познание самого себя, ибо человек величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной». Иное понимание мира у символистов: по их мнению, подлинное Бытие-Тайна она и есть абсолютное, объективное начало, к которому принадлежат и Красота, и мировой Дух.
...Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу... На щите символистов были начертаны идеализм и религия.. Издательство «Скорпион»; альманах «Северные цветы», журналы «Весы», «Золотое руно» г. – кризис символизма «Символ - окно в бесконечность» /Ф.Сологуб/
Иннокентий Анненский Константин Бальмонт Андрей Белый Александр Блок Валерий Брюсов Зинаида Гиппиус Дмитрий Мережковский Федор Сологуб Поэты - символисты
Акмеим /от греч. «высшая степень чего – л.»/ - модернистское течение, сформировавшееся как реакция на крайности символизма и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторические. Описывались мелочи жизни, предметный мир. АКМЕИЗМ /1910 – 1914/
*Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его конкретности, звучности, красочности 4 *Предметность и чёткость образов, отточенность деталей, тяготение к сюжету и диалогу; *Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре» /О.Мандельштам /. *Н.Гумилёв, С.Городецкий, М.Кузмин, Г. Иванов, А.Ахматова, О.Мандельштам *Литературное объединение «Цех поэтов», журнал «Аполлон» Основные принципы акмеизма
Футуристы /1910 –1917 г./ * Авангардистское течение начала 20 века; Основные признаки футуризма: * бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; * Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее; * Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация произносимый стих, лозунг, плакат. Поиски «раскрепощённого», «сановитого» слова, эксперимент по созданию «заумного» языка. «Боюсь, что здесь больше хамства, чем чего-нибудь другого…» /А.Блок/
Эпатаж как форма существования творчества сборник «Пощёчина общественному вкусу» 1912 г. манифест футуристов Футуризм
Листва закипает, как наши двадцатые, Когда Маяковский с Асеевым в дружестве Писали стихи о любви и о мужестве, Неугомонные и угловатые; Когда Пастернак в бормотанье восторженном, Стремительном, миротворящие-встревоженном, Слагал свои строки и тут же выбрасывал, Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым; Когда над Есениным рдяными красками Пылали все зори рязанские истово, И Хлебников числа свои перелистывал И впроголодь пел, детворою обласканный. Листва закипает, как годы начальные, Уже отдаленные дымкой забвения, И новые к жизни идут поколения, Но листья кипят, будто годы те дальние, Те годы начальные, годы двадцатые: Мы нищие были, мы были богатые. Лев Озеров, "Двадцатые"