Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла … А. Блок А. Блок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская литература 20-х гг. Эмигрантская литература «Потаенная» литература Советская литература.
Advertisements

Обзор русской литературы 20-х гг ХХ века.. Общественно-политические события, повлиявшие на развитие литературы : Октябрьская революция; гражданская война;
Русская литература 20-х годов двадцатого века. Сложные общественные условия Октябрьская революция. Гражданская война. Первая мировая война НЭП. Политика.
ЛИТЕРАТУРА 2 0 – х ГОДОВ ХХ века Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Халяпина МОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской.
1. Эмигрантское ( создали литературу диаспоры ). 2. « Потаённая » литература ( писатели не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать.
Литературный процесс 20-х гг Литературные группировки.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 -Х ГОДОВ Русская литература этого периода полнее и глубже других форм общественного сознания выразила мироощущение нашего соотечественника-
ЛИТЕРАТУРА 20 ГОДОВ.. СЛОЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ: Октябрьская революция; гражданская война; I мировая война; НЭП; политика военного коммунизма.
Русская литература после Октября. Лекция.. Две точки зрения: Литература должна отражать новую жизнь, новую деятельность, революционные перемены. Литература.
ПОЛИТИКА И ЛИТЕРАТУРА Х ГОДОВ 20 ВЕКА АВТОР РАБОТЫ: ЗВЕРЕВА Т.Г., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ БГОУ ГИМНАЗИЯ 148 ИМЕНИ СЕРВАНТЕСА. Г. САНКТ-
Литературный процесс 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе и в поэзии 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская.
Литературная борьба 20-х годов Даль рухнула, и пошатнулось время, Бес скорости стал пяткою на темя Великих гор и повредил поток, Отравленным в земле лежало.
Николай Алексеевич Заболоцкий : биография и творчество
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Духовная жизнь советского общества в 20-е годы 1. Образование в первые годы советской власти 2. Отношение интеллигенции к новой власти 3.«Сменовеховство»
Россия рубежа веков. Русская литература на рубеже веков 11 класс 1-ый урок Учитель Крючкова А.И.
Береснева Надежда Михайловна, учитель МОУ Белышевская СОШ Ветлужского района Нижегородской области.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
«Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах» Н. Бердяев «Россия гибнет. Гибнет великая русская.
«Культурная революция» Культурная революция - совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в е гг. XX в. Термин "культурная.
Транксрипт:

Двадцатый век... Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла … А. Блок А. Блок

Литература 20- х годов – очень сложный период в развитии русской литературы : начинается неистовая борьба за человека … Что ж, человек ? За ревом стали, В огне, в пороховом дыму, Какие огненные дали Открылись взору твоему ? А. Блок. Поэма « Возмездие »

Восстал народ на народ, братья на братьев, « глад », разруха, гонения на церковь, умножение беззакония, торжество лжепророков от марксизма … М. Горький в « Несвоевременных мыслях » И. А. Бунин в « Окаянных днях » свидетельствовали всеобщее озверение, взаимную ненависть, антинародную деятельность Ленина и его « комиссаров », гибель вековой культуры и человека в процессе революции … Раскол, противостояние народа и образованной части общества … Именно с этого момента литература стала развиваться по трём непересекающимся направлениям … Революция 1917 г. и гражданская война

Литературный процесс 20- х годов Литература русского Зарубежья /эмигрантская литература/ «Потаённая» литература /оппозиционная литература, в течение длительного времени остававшаяся «невидимой» для рядовых читателей/ Советская литература /находила путь к читателю, но испытывала на себе самое мощное давление политического пресса/

В начале 20- х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. В эмиграции оказались видные учёные, философы, художники, музыканты, актёры и писатели - И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева … Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали в изгнании, в чужой языковой и культурной среде литературу диаспоры, литературу русского рассеяния. Эмигрантская литература

Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. Это были произведения, написанные « в стол » Е. Замятин « Мы » А. Платонов : « Чевенгур » и « Котлован » М. Булгаков « Мастер и Маргарита » А. Ахматова « Реквием » « Потаённая » литература

Литература « нужная » - по определению Ленина. Она должна « сливаться » с практическим рабочим движением и стать « колёсиком и винтиком » партийной организации, стать « делом », подчинённым коллективности, « подотчётным » и « подконтрольным » сознательному пролетариату. Новая власть стремилась утвердить единый взгляд на мир и на место человека в этом мире. Но претворить сразу это намерение в жизнь власти было не под силу, поэтому до 1932 г., когда было подписано постановление « О перестройке литературно - художественных организаций », советская литература представляла собой обилие литературных объединений и группировок. Советская литература

- стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Письмо ЦК РКП ( б ) « О Пролеткультах »,1920 г. Резолюция « О политике партии в области художественной литературы »,1925 г. Постановление « О перестройке литературно - художественных организация » 1932 г. - тенденция многовариантного литературного развития / литературные группировки в большинстве своём спорили о том, какими путями должно идти революционное искусство. Каждая группировка претендовала на новое слово /. В литературе 20- х годов борьба двух противоположных тенденций :

« Серапионовы братья » ЛЕФ « Перевал » РАПП ОБЕРИУ Конструктивисты / Имажинисты / Литературные группировки

Объединение молодых писателей г., Петроград, Дом искусств, « Литературная студия » Представители : Е. Замятин, Л. Лунц, М. Зощенко, К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский. Девиз : « Мы пишем не для пропаганды. Искусство реально как сама жизнь » Идеи : за беспартийность в искусстве / отрицали классовый подход к литературе и искусству /; за создание человека, без принадлежности к классам ; провозглашали принцип независимости художника от общественной жизни, самоценность искусства и творчества, общечеловеческую значимость литературы / защищали традиционные представления о литературе / « Серапионовы братья »

в противовес « Серапионовым братьям » выдвигали идею действенного, революционного искусства гг., Москва / родом из футуризма / Печатный орган – журнал « ЛЕФ », « Новый ЛЕФ ». Представители – В. Маяковский, Б. Пастернак, О. Брик, Н. Асеев. Идеи : Цель искусства – обеспечение максимального комфорта для отдельной человеко-единицы, стоящей у станка ; Язык искусства должен быть понятен первому человеку улицы / демократизм искусства / Принцип деятельности ЛЭФа – литература факта ( пропаганда отмены вымысла в пользу документальности ), производственное искусство, социальный заказ ЛЕФ - левый фронт искусств

литературное объединение нач – 1932 гг Печатный орган – журнал « Красная новь », организатор и идеолог – А. К. Воронский Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов. Идеи : Искусство есть познание жизни и современности. Отстаивали самоценность таланта / за « моцартизм в искусстве »/. Искусство должно давать надежду. Ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма. « Перевал »

январь гг. / предшественником был Пролеткульт / самая массовая лит - худ. организация, насчитывавшая членов и издававшая 20 журналов !/ Печатный орган – журнал « На посту », « На литературном посту » Представители – Лев Авербах, Д. Фурманов, А. Фадеев. Идеи : Пригодна только литература, созданная пролетарием и для пролетария, всё остальное неполноценно, вредно, и все остальные – классовые враги ; Литература 19 века создавалась не пролетариатом – значит долой это искусство ! Ввели в обиход новое клеймо - « попутчики » / « Кто не с нами – тот против нас !»/ РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей

Последняя авангардистская литературно – театральная группа гг., объединились вокруг дет. журнала « Ёж и Чиж », Ленинград ; Представители – Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий, Д. Олейников Основной принцип - установка на игру : использовался приём остранения / человек как бы заново видит мир без стереотипов / Идеи : нетерпимость к обывательскому здравому смыслу и активная борьба с « реализмом » предельно абсурдными художественными текстами / в основе – сатирический гротеск, парадоксы, алогизмы, использование детской лексики / протестовали против тоталитарной советской политики в области искусства. Все прямо с ума сошли. Мир потух. Мир потух. Мир зарезали. Он петух … Горит бессмыслицы звезда, она одна без дна. А. Введенский, поэма « Кругом возможно Бог » ОБЕРИУ – объединение реального искусства

/ 1922/ гг. поэтическая группа Журнал « Красное студенчество » Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской. Идеи : целесообразность, рациональность, экономичность творчества лозунг : « Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все !» стремление сблизить творчество с производством ( максимальная « эксплуатация » центральной темы, « грузофикация » - повышение смысловой нагрузки на единицу литературного материала, подчинение образов, метафор и рифм главной теме произведения ) язык искусства доводили до схематизма Конструктивизм

литературное течение / школа / в поэзии гг. Печатный орган – журнал « Гостиница для путешествующих в прекрасное »/4 номера / Представители – А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С. Есенин, Н. Клюев, Рюрик Ивнев. Идеи : Цель творчества состоит в создании образа (« поедание образом смысла ») Метафора – единственно правильное орудие искусства ( стремились изобразить жизнь с помощью нагромождения образов ). Имажинизм

I. Реализм. Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах. Литературные направления

II. Модернизм рождает жанр антиутопии ( Замятин Е. « Мы ») – произведения о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и светлым, в этих произведениях предсказывается такое мироустройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой фантастический гротеск ( Булгаков М. « Роковые яйца ») жанр фрагмента ( Пильняк Б. « Голый год ») развивает сатиру ( Зощенко М.). Литературные направления

М. Булгаков « Дни Турбиных », « Зойкина квартира »; Н. Эрдман « Мандат », « Самоубийца »; Е. Замятин « Блоха »; В. Маяковский « Клоп » Расцвет русской драматургии

Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны : М. Булгаков « Белая гвардия » Д. Фурманов « Чапаев » Б. Пильняк « Голый год », « Повесть непогашенной луны » А. Серафимович « Железный поток » М. Шолохов « Донские рассказы » А. Фадеев « Разгром » И. Бабель « Конармия » А. Веселый « Россия, кровью умытая ». Время поиска и эксперимента в литературе

Время поиска и эксперимента в литературе Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру : М. Зощенко. Рассказы А. Платонов « Город Градов » М. Булгаков « Собачье сердце » Е. Замятин « Мы » И. Ильф и Е. Петров « Двенадцать стульев », « Золотой теленок » А. Грин « Алые паруса » и « Бегущая по волнам »

Все изменилось. Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20- х и 30- х годов год