муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 12 « Солнышко » общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию детей старший воспитатель первой категории
« Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок » В. Сухомлинский
Проблема дошкольного образования на современном этапе развития нашего общества обусловливает необходимость расстановки новых акцентов в реализации модернизированного педагогического подхода к организации воспитательного процесса дошкольников. Образование в системе дошкольных учреждений осуществляется чаще всего в процессе « монолога » педагога - воспитателя с одной стороны и ребѐнка с другой. Большинство программ дошкольного образования направлены на подготовку ребенка к школе, педагог часто заменяет игру учебным упражнением, что не позволяет ребенку раскрыться творчески, раскрыть свои потенциальные возможности. Подобная образовательная деятельность формирует низкий уровень мотивации к приобретению знаний, слабую концентрацию внимания, приводит к эмоциональной перегрузке, проявлению творческих способностей. Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр располагает целым комплексом средств : художественные образы - персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно - конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что развитие у дошкольников творческих способностей средствами театра является одним из эффективных методов развития ребёнка, а кукольный театр – средством реализации образовательных и воспитательных задач.
развиваются творческие способности ребёнка, где он активно импровизирует, сочиняет ; активизируется словарь ребенка, в процессе работы над выразительностью реплик ; совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. развивается эмоциональная сфера ребенка ; формируется опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность ( дружба, доброта, честность, смелость и др.)
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театра
Образовательные : обогащать театральный опыт дошкольников ( знание детей о театре, его истории, профессиях ); познакомить с различными видами кукольного театра. совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрализованного искусства ( умение перевоплощаться, брать на себя роль ), специальных умений ( актер, зритель ); учить дошкольников разыгрыванию несложных постановок по знакомым литературным произведениям, распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умению использовать в театральной деятельности все виды театров ( кукольный, теневой, пальчиковый и т. п.); учить средствам образной выразительности ( мимики, пантомимики ), учить изготавливать театральную куклу своими руками, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю. Развивающие : развивать желание участвовать в спектаклях, выступать перед зрителями. развитие интереса детей к театрально - игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки ; развивать психофизические процессы ( восприятие, память, внимание, воображение ). Воспитательные : формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи ; воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально - положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе
разыгрывание стихов, песен, потешек и всеми доступными видами театра ( пальчиковый, плоскостной, театр игрушек, пальчиковый и др.) распознавание интонации и интонированной речи в записи ; игры со словом или действия со словом : этюды ; решение творческих задач : сочинение сказок, историй, загадывание друг другу загадок типа « На что похоже ?», « Кто я ?» чтение и беседа по прочитанному ; игры - упражнения по основам кукловождения ; театрализованные игры, этюды, мини - сценки, импровизации с пальчиковой куклой. практическая деятельность : изготовление кукол, реквизита к спектаклям. упражнения для развития пластики рук Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга,
кружковая работа по театрализованной деятельности проводится 2 раза в неделю по 12 человек в группе ; продолжительность занятий с каждой подгруппой 30 минут ; структура и содержание занятия зависит от цели занятия ; начинаются занятие с ритуала - приветствия ; заканчивается занятие всегда эмоционально - занимательными или подвижными играми.
рассказы об истории театра кукол ; просмотр кукольных представлении в исполнении актёров ; знакомство с основами кукловождения : игровые движения, работа над моторикой и её движением на ширме ; знакомство с основами драматизации : импровизация, поиск выразительных средств ; знакомство с основами актёрского мастерства : этюды, выразительное чтение, мимика, выразительные движения, работа над сценической речью ; демонстрация разных видов театральных кукол ( на кулачке, пальчиковая, петрушек, перчаточные, на потычках,, « с живой рукой », и тд. изготовление кукол, реквизита к спектаклю ; самостоятельная театрализованная деятельность ; подготовка к спектаклю ( репетиции ); кукольный спектакль.
импровизационность ; гуманность ; систематизация занятий ; учет индивидуальных особенностей детей.
участие в праздниках и развлечениях постановка спектакля к дню Матери ; показ спектаклей для детей младшего дошкольного возраста, родителей ; творческий отчет по театрализованной деятельности на РМО ;
предполагается овладение детьми определенных умений и знаний по кукловождению, актёрскому мастерству, развитие у детей вербальной и невербальной стороны речи, осознание ребенком своих способностей, уверенности в себе.
алгоритм проведения занятий и других видов деятельности ; конспекты занятий ; этюды, игровые задания ; сценарии спектаклей ; рекомендации по изготовлению кукол ; выступления на методических мероприятиях ; педагогическая диагностика ; план кружковой работы с детьми ; рекомендации для родителей по теме