У германской армии не хватило ресурсов наступать одновременно и на Ленинград, и на Москву, и тогда немцы избрали голод своим инструментом смерти. Захватчикам нельзя было отказать в образности. Никто еще не говорил о Дороге Жизни, но начальник оперативного отдела 18-й немецкой армии Ферч записал в своем дневнике: «Путь домой и из дома пусть станет для этих людей дорогой смерти».
8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871 – дневная блокада Ленинграда. В условиях единственной возможной дорогой, связывающей Ленинград с тылом, если не считать воздушный путь, была Ладога.
Перевозки возлагались на Ладожскую флотилию и Северо – Западное речное пароходство. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная «артерия» Ленинграда, которую народ назвал ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.
С наступлением ледостава перевозки водным путем прекратились. Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера. 20 ноября спустился на лед конно – санный обоз, около 350 саней направились на восточный берег озера.
22 ноября ушла за продовольствием колонна из 60 автомашин ГАЗ –АА. Лед был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2030 мешка продовольствия. Так, родилась, ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно – автомобильной дорогой 101
В первых числах декабря лед окреп и машины ездили не опасаясь провала. Движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. Было доставлено т грузов, что позволило с 25 декабря несколько увеличить хлебный паек.
Ледовая дорога работала до последней возможности. В середине апреля температура воздуха стала подниматься до градусов и ледовый покров стал быстро разрушаться. На поверхности льда накапливалось большое количество воды. В течение целой недели с 15 по 21 апреля – машины шли по сплошной воде, местами глубиной до 45 см. Дальнейшее движение по льду стало опасным, и 21 апреля Ладожская ледовая трасса была официально закрыта.
Несмотря на приказ о закрытии трассы, рейсы по Ладоге продолжались до 24 апреля.
В конце мая 1942 года моряки Ладожской военной флотилии и водники Северо – Западного пароходства открыли новую навигацию. Перевозились: продовольствие, эвакуированные жители, солдаты и офицеры.
В августе 1942 года началась прокладка линии электропередачи. В конце октября началась подготовительная работа по сооружению трассы через Ладожское озеро, не только автомобильной дороги, но и свайно – ледовой железнодорожной переправы.
С наступлением зимы 1942 – 43 года до 30 марта действовала ледовая трасса. Значение Ладоги велико, она спасла ленинградцам жизнь, позволила городу выстоять в кольце блокады.
В пальцы свои дышу – Не обморозить бы. Снова к тебе спешу Ладожским озером. Фары сквозь снег горят, Светят в открытый рот. Ссохшийся Ленинград Корочки хлебной ждет. Не повернуть руля. Что – то мне муторно… Близко совсем земля, Ну что ж ты, полуторка. А. Розембаум.