обсудить вопросы и проблемы межнационального общения детей и подростков в образовательном учреждении, наметить пути сотрудничества между педагогами школ с целью обмена опытом.
Знаем ли мы культуру представителей народов, обучающихся в нашей школе? Коммуникативные проблемы и способы их решения в современном поликультурном социуме. Культурный шок и его последствия для ребёнка в условиях миграции. Проблемы изучения русского языка детей – билингвов Проблемы воспитания межэтнической, межконфессиональной и межнациональной толерантности в школе. Опыт гармонизации межнациональных отношений и предотвращения межнациональных конфликтов среди школьников.
совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.
осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов; нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому; чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой; забота о судьбах "малой родины", большой родины, всей планеты Земля; понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира; неразрывный и постоянный интерес к культуре, своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре;
знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе - отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению; правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена; нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению культуры межнационального общения.
навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, к прогрессивным национальным традициям, национальным обычаям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает.
Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение.
современный мир - мир сложного и многообразного переплетения планетарных миграционных перемещений и маршрутов, и не случайно в нем появляется все больше семей, в которых общение происходит на двух языках.
Знаем ли мы культуру представителей народов, обучающихся в нашей школе?
Да –51% Нет –49%
они меня раздражают 7% никак не затрагивает 21% не раздражают 7% я считаю эти различия нормальным явлением 49% мне нравится, что все люди разные 15%
Коммуникативные проблемы и способы их решения в современном поликультурном социуме
С. Бочнер в 1982 г. выделил четыре категории для описания стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов: интеграция - аккомодация собственных культурных ценностей и ценностей принимающего общества; ассимиляция - отказ от собственных культурных норм и ценностей и добровольное или вынужденное принятие норм и ценностей другой культуры вплоть до полного в ней растворения; сегрегация - раздельное существование и развитие культурных групп; геноцид - намеренное уничтожение другой группы.
Культурный шок и его последствия для ребёнка в условиях миграции
Сильное нервное потрясение которое может произойти под влиянием новых условий, когда сенсорные, символические, вербальные и невербальные системы, бесперебойно обеспечивавшие нормальную жизнь на родине, отказываются адекватно работать.
Проблемы изучения русского языка детей – билингвов
Происходит интерференция двух языковых систем: родной язык (оказывается недостаточно изученным, в силу определённого уровня развития, соответствующего младшему школьному возрасту) смешивается с изучаемым русским языком. В устной речи эта интерференция проявляется в системном нарушении речи: накопление лексики протекает замедленно и недостаточно чётко усваиваются понятия на русском языке; по патологическому характеру закрепляется грамматический строй речи; остаётся недоразвитой фонетико-фонематическая сторона речи; оказывается на примитивном уровне развитие связной речи.
На последующих этапах обучения названные сложности будут отражены и на письме (как надстройке над функциональной системой устной речи) в виде дисграфии. Также у этих учеников будет наблюдаться и дислексия (специфическое стойкое нарушение чтения).
Проблемы воспитания межэтнической, межконфессиональной и межнациональной толерантности в школе
Толерантность это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Толерантный класс Интолерантный класс Умение внимательно слушать и слышать Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение Стремление разобраться, расспрашивание Игнорирование Совет, предложение Отстранение Похвала, согласие Обзывание Подбадривание Обвинение, упреки Благожелательность Осуждение, критика Утешение Морализирование Уважение Угрозы Эмпатия Предостережение, предупреждение Поддержка Приказ, указание
Опыт гармонизации межнациональных отношений и предотвращения межнациональных конфликтов среди школьников
Обсудив вопросы круглого стола, участники считают необходимым принять следующие рекомендации: Продолжить работу межшкольной площадки для постоянного конструктивного диалога по широкому кругу этноконфессиональных проблем. Обобщить опыт педагогов по обучению и воспитанию детей мигрантов. Выпустить сборник рекомендательных материалов. Создать сайт межнационального общения с возможностью установления контактов, как в закрытом форуме своего сообщества, так и на общем форуме для обсуждения животрепещущих проблем. Предложить национальным сообществам зарегистрировать свой форум и разместить свои информационные материалы на сайте межнационального общения. Практиковать одновременное проведение на общешкольной площадке культурных мероприятий различных национальных общин. Рекомендовать городским средствам массовой информации расширить целенаправленное знакомство горожан с традициями и обычаями национальных общин, проживающих в Хабаровске.
Для России нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений.