Понятие метапредметности. Метадеятельность, как универсальная деятельность, ее отличие от предметной Дербина Ирина Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ кадетской школы 1
Актуальность метапредметного подхода
Аристотель гг. до н.э. «Первый метапредмет»
Раздробленность научного знания в XVII-XVIII вв. Исаак Ньютон ( ) – физика Жан Батист Ламарк ( ) – биология Карл Риттер ( ) – география
В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между». «Мета-» как часть сложных слов имеет несколько значений: Вслед за метафизикой, приставка «мета-» стала означать более высокий уровень обобщения, универсальности, интегральности В психологии приставка «мета-» означает «о себе» (метаданные, метапамять, метатеория) Промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (метагалактика, метацентр)
Российские учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подхода А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В. Громыко, д.ф.н.,
Асмолов Александр Григорьевич Московский государственный университет. «Культурно-историческая психология и конструирование миров» 1996 г. Метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. Громыко Юрий Вячеславович Институт инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования Москвы. «Мыследеятельностная педагогика» 2000 г.
Метапредмет – это основа создающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект». Принцип метапредметных основ содержания образования – один из принципов дидактической эвристики, человекосообразного обучения. Метапредметный подход определяется тремя ключевыми направлениями: 1) выделение в содержании образования фундаментальных образовательных объектов (ФОО), метапредметных первой смыслов. 2) выделения учебных мета предметов, которые могут входить в обычные учебные курсы в виде метапредметной темы или раздела. 3) обеспечение метапрдметной деятельности. Во-первых, как деятельности, связанной с познанием ФОО, направленной на решение фундаментальных проблем. Во-вторых, как деятельности, стоящей «за» конкретными учебными предметами – целеполагания, планирования, проблематизации, рефлексии и т.д.). Хуторской Андрей Викторович Центр дистанционного образования (ЦДО) РАО «Эйдос», Москва Педагогическая инноватика: методология, теория, практика 2005 г.
Суть метапредметного подхода Существующая практика дробления знаний на предметы Целостное образное восприятие мира, мета деятельность Метапредметность Интеграция содержания образования Универсальные способы деятельности у у ч а щ и х с я ф о р м и р у е т с я п о д х о д к и з у ч а е м о м у п р е д м е т у к а к к с и с т е м е знаний о м и р е, в ы р а ж е н н о м в ч и с л а х и ф и г у р а х ( м а т е м а т и к а ), в в е щ е с т в а х ( х и м и я ), т е л а х и п о л я х ( ф и з и к а ), х у д о ж е с т в е н н ы х о б р а з а х ( л и т е р а т у р а, м у з ы к а, И З О ) и т. д.
Уровни метапредметной интеграции содержания учебного материала Высший уровень отражает взаимосвязи «Человек»- «Общество»- «Природа» Общий уровень включает законы, методы функционирования систем обще предметного уровня Внутрипредметный уровень интеграции
Метадеятельность – универсальный способ жизнедеятельности каждого человека, который имеет надпредметный характер. Предметный – любая деятельность с предметом: строю, учу, кормлю и т.д. Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и мета способами, т.е. уровнем развития личности. Знание о знании, как оно устроено и сконструировано, о возможностях работы с ним С их помощью человек открывает новые способы решения задач
НАБЛЮДЕНИЕ – наблюдение естественнонаучное, – наблюдение историческое, – наблюдение математическое, – самонаблюдение рефлексивное и т.д. Пример метапредметной деятельности
Метапредмет (Ю. В. Громыко) учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. ПРОБЛЕМА ЗАДАЧА ЗНАК ЗНАНИЕ СИТУАЦИЯ СМЫСЛ
«Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание - незнание», «Модель - способ - рисунок», «Порядок и хаос» Использование в рамках предметных курсов метапредметных тем