Родительское собрание «Детская агрессия, ее причины и последствия»
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли… (Э.Фромм) «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» (О.Уайльд)
Задачи родительского собрания: 1. Выявить причины детской агрессии. 2. Ознакомиться с методами коррекции агрессии. 3. Наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности.
Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей животному. Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к нападению. Агрессия – это действие. Агрессивность –это готовность к совершению таких действий.
Классификация видов агрессии Агрессия Прямая Ауто- агрессия Физическая ЦелеваяСпонтанная Косвенная Гетеро- агрессия Вербальная Инструмен- тальная Реактивная
-Средство достижения какой-нибудь цели -Способ самоутверждения -Защитное поведение -Грубое, жестокое поведение родителей -Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему -Взаимоотношения со сверстниками -Отношения в семье -Противоположные требования -Непоследовательность родителей -Особенности биологического развития -СМИ -Компьютерные игры Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто? Мальчики: - "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.). - Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Девочки: -В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. - Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания. Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девочки. Девочки весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной.
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. 3. Контроль над собственными негативными эмоциями. 4. Снижение напряжения ситуации. 5. Обсуждение проступка. 6. Сохранение положительной репутации ребенка. 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Правила поведения родителей: Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребёнка, самим не проявлять грубости, жестокости. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, огорчения, недоумения близких по поводу враждебного поведения – вот что формирует у детей сдерживающие начала. Постараться быть внимательными к ребёнку и почувствовать его эмоциональное напряжение. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка. Он хочет в каждый момент времени чувствовать, что его понимают и ценят. Учиться слушать и слышать своего ребёнка. Уметь принимать его таким, какой он есть. Чаще включать в общении тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
«Ты – высказывание»«Я – высказывание» Почему ты не убрал игрушки? Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны. Ты выполнил домашние задания? Может быть я помогу тебе с уроками? Ты опять получил тройку по математике? Меня беспокоит твоя математика. Ты за лето не прочитал ни одной книжки! Я тебе купила интересную книгу.