Архитектура вычислительной машины (Архитектура ЭВМ) концептуальная структура вычислительной машины, определяющая проведение обработки информации и включающая методы преобразования информации в данные и принципы взаимодействия технических средств и программного обеспечения.
Основная компоновка частей компьютера и связь между ними называется архитектурой. При описании архитектуры компьютера определяется состав входящих в него компонент, принципы их взаимодействия, а также их функции и характеристики.
Основная часть системной платы микропроцессор (МП), он управляет работой всех узлов ПК и программой, описывающей алгоритм решаемой задачи. МП имеет сложную структуру в виде электронных логических схем. В качестве его компонентов можно выделить: A). АЛУ - арифметико-логическое устройство, предназначенное для выполнения арифметических и логических операций над данными и адресами памяти; Б). Регистры или микропроцессорная память сверхоперативная память, работающая со скоростью процессора, АЛУ работает именно с ними;
B). УУ - устройство управления - управление работой всех узлов МП посредством выработки и передачи другим его компонентам управляющих импульсов, поступающих от кварцевого тактового генератора, который при включении ПК начинает вибрировать с постоянной частотой (100 МГц, МГц). Эти колебания и задают темп работы всей системной платы; Г). СПр - система прерываний - специальный регистр, описывающий состояние МП, позволяющий прерывать работу МП в любой момент времени для немедленной обработки некоторого поступившего запроса, или постановки его в очередь; после обработки запроса СПр обеспечивает восстановление прерванного процесса; Д). Устройство управления общей шиной интерфейсная система.
Интерфейсная система - это: -шина управления (ШУ) - предназначена для передачи управляющий импульсов и синхронизации сигналов ко всем устройствам ПК; -шина адреса (ША) - предназначена для передачи кода адреса ячейки памяти или порта ввода/вывода внешнего устройства; -шина данных (ШД) - предназначена для параллельной передачи всех разрядов числового кода; -шина питания - для подключения всех блоков ПК к системе электропитания. Интерфейсная система обеспечивает три направления передачи информации: - между МП и оперативной памятью; - между МП и портами ввода/вывода внешних устройств; - между оперативной памятью и портами ввода/вывода внешних устройств.
Память - устройство для хранения информации в виде данных и программ. Память делится прежде всего на внутреннюю (расположенную на системной плате) и внешнюю (размещенную на разнообразных внешних носителях информации).
Внутренняя память в свою очередь подразделяется на: -ПЗУ (постоянное запоминающее устройство), которое содержит - постоянную информацию, сохраняемую даже при отключенном питании, которая служит для тестирования памяти и оборудования компьютера, начальной загрузки ПК при включении. - ОЗУ (оперативное запоминающее устройство, ОП оперативная память) или RAM (random access memory), служит для оперативного хранения программ и данных, сохраняемых только на период работы ПК.
Внешняя память. Устройства внешней памяти весьма разнообразны. Предлагаемая классификация учитывает тип носителя, т.е. материального объекта, способного хранить информацию. 1. Накопители на магнитной ленте 2. Диски 3. Магнитные диски
Материнская плата - это большая печатная плата, расположенная в системном блоке.
Видеомониторы устройства, предназначенные для вывода информации от ПК пользователю. Принтеры это устройства вывода данных из ЭВМ, фиксирующие эти символы на бумаге. Сканеры - устройства ввода в ЭВМ информации непосредственно с бумажного документа. Можно вводить тексты, схемы, рисунки, графики, фотографии и другую информацию.
Мышь устройство для определения относительных координат (смещения относительно предыдущего положения или направления) движения руки оператора. Клавиатура устройство для ввода информации в память компьютера. Внутри расположена микросхема, клавиатура связана с системной платой, нажатие любой клавиши продуцирует сигнал, в памяти ЭВМ специальная программа по коду восстанавливает внешний вид нажатого символа и передает его изображение на монитор. Колонки – предназначены для вывода звука.