Каноны византийской архитектуры
Согласно Апостольским Постановлениям, храм должен быть продолговатым, как корабль, обращенным на восток (в сторону Иерусалима, где ожидалось Второе пришествие Христа) и иметь в восточной части помещение для алтаря. Считалось, что храмы лучше ставить на открытых и высоких местах. С IV столетия восточную часть храма стали отделять невысокой стенкой или колоннадой. Проемы между колоннами и входной проем занавешивались кусками ткани. Василий Великий и Иоанн Златоуст. Икона XII в.
Базилика – один из типов христианского храма; прямоугольное в плане здание, внутри разделенное рядами столбов или колонн на продольные части. Базилика Св. Дмитрия V в в Салониках. Греция
Характерные черты базилики : Прямоугольное в плане здание Внутреннее помещение делится колоннами на продольные проходы- нефы (от греч. «невус» - «корабль») Центральная часть обычно делалась высокой и перекрывалась двускатной крышей Окна располагались в верхней, возвышающейся части среднего нефа и обеспечивали хорошую и равномерную освещенность
В VI веке распространение получает новый тип византийского храма – укороченная базилика, ориентированная алтарем на восток и увенчанная куполом Византийская базилика в Филиппи. VI в. Реконструкция
Собор Святой Софии в Константинополе - построен в гг. при императоре Юстиниане - архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета - в плане собор представляет собой крест (70 х 50 м) - это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом
« Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба… Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело» Прокопий Кесарийский (VI в)
Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами.
Обычно христианский храм был устроен так: в центре стояли 4 опоры, соединённые арками. На эти арки опирался пустой изнутри цилиндр ("барабан"), на который устанавливали большой купол. Между опорами барабана в виде креста расходились проходы, которые то же прикрывались куполами или сводами. Поэтому при взгляде сверху такой храм напоминал крест. К Х веку сложился особый тип храма – крестово-купольный
План собора в романском стиле. Англия.1093 г.