Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь. ( Китайская пословица ) Подготовила учитель Дорогинина С.О.
Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений : анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно - следственных связей, научного прогнозирования, т. е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.
Основные понятия проблемного обучения.
Создание парадоксального факта Выдвижение проблемного вопроса. Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного. Демонстрация опыта или сообщения о нём как основа для создания проблемной ситуации. Способы создания проблемной ситуации
Толстые вопросы Высший уровень оценка (с чем мы согласны или не согласны) синтез (а что если…) анализ (сопоставь те, сделайте вывод Средний уровень применение (зачем? с какой целью?) Начальный уровень понимание (почему? зачем?) (что? где? когда?)
В решении проблемы учащимися можно выделить следующие этапы: доказательство гипотезы осознание проблемы, вскрытие противоречия; формулирование гипотезы исходя из данных условий; общий вывод.
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕММЫ Название этапа 1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия 2. Формулирование гипотезы 3. Доказательство гипотезы 4. Общий вывод Суть этапа Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения Обогащение ранее сформированных причинно- следственных связей новым содержанием Приём учебной работы Установление причинно- следственных связей, нахождение разрыва в связях Выдвижение гипотезы Установление причинно- следственных связей
Вопросы можно считать проблемными лишь при соблюдении следующих условий: если вопрос связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями самой науки, с мировоззренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся; если возможна группировка учебного материала, в том числе и фактического, вокруг вычлененных проблем; если возможно раскрытие путей научного поиска решения проблемы, в том числе и возникающих в истории науки, с целью приобщения учащихся к методам научного познания; если на основе поставленного вопроса возможно создание проблемной ситуации.
Урок-диспут состоит из трех основных этапов Постановка проблемы. Решение проблемы. Подведение итогов.