ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – документ в виде нормативного текста, в котором определены цели и ценности образования на соответствующей его ступени, пути их достижения, содержание образования определенного уровня и направленности, объем допустимой нагрузки на учащихся и требования к уровню их подготовки.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Модуль 1 Цели и ценности образовательной программы Модуль 2 Адресность образовательной программы Модуль 3 Учебный план с пояснительной запиской Модуль 4 Учебные программы Модуль 5 Программы внеучебной деятельности Модуль 6 Организационно-педагогические условия образовательного процесса Модуль 7 Технологии образовательного процесса Модуль 8 Варианты выбора образовательных программ дальнейшего обучения Модуль 9 Ожидаемые результаты освоения образовательной программы Модуль 10 Система диагностики результатов освоения образовательной программы Модуль 11 Организационно-методические условия обеспечения образовательной программы Модуль 12 Образовательный кодекс (локальные акты)
Модуль 1. Цели и ценности ОП Цель школы: подготовка высокообразованных конкурентоспособных выпускников – носителей духовности, нравственности, патриотизма, идей обновления на основе сохранения и приумножения региональных и российских традиций, способных к реализации своих знаний и компетенций в личной и общественной жизни, в осознанно избранной профессиональной деятельности, готовых к непрерывному самообразованию и саморазвитию. Ключевые направления деятельности школы на учебный год: Обучение учащихся применению знаний в новой, незнакомой ситуации. Освоение ценностного подхода при отборе содержания учебно- воспитательного материала. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в нахождении личного смысла изучаемого материала. Реализация концепции дуального образования через сосдание групп дополнительного образования во всех классах.
Модуль 2. Адресность ОП Характеристика обучающихся, которым адресована ОП. Учебный год Успеваемостькачество 2007 – – – Результаты аттестации по русскому языку за три года Результаты аттестации по математике за три года
Модуль 3Учебный план с пояснительной запиской Учет требований БУП к структуре, гигиеническим условиям обучения школьников. Содержательное наполнение учебного плана должно отражать цели и ценности, принятые ОУ, и видовую специфику реализуемой образовательной программы. В пояснительной записке необходимо раскрыть: общие положения и ведущие идеи построения учебного плана, подходы к реализации целей ОП; особенности распределения часов, отводимых на изучение учебных предметов вариативной части; основные подходы к содержательному наполнению регионального компонента учебного плана; логику отбора учебных предметов по выбору школы, элективных курсов, факультативов, индивидуальных и групповых занятий, а также занятий проектной, исследовательской и других видов деятельности.
Модуль 3. Учебный план Учебные предметы Количество часов в неделю Всего вар Федеральный компонент Для ОУ с родным (нерусским) языком обучения Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир (человек, природа, общество и ОБЖ) Искусство (Музыка и ИЗО) Технология (Труд) Физическая культура Региональный (национально-региональный) компонент 0 Культура народов РС (Я) 1 1 Родной язык и литература Компонент образовательного учреждения 0 Для ОУ с родным (нерусским) языком обучения 1 1 Внеаудиторная, аудиторная деятельность Физкультурно-осд.зан 1 1 итого
Модуль 4Учебные программы Выбор учебных программ в соответствии с учебным планом, идеологией образовательной программы школы, с учетом особенности учащихся. Указание типов учебных программ: Типовые программы; Скорректированные программы (в зависимости от цели, идеологии ОП, особенностей учеников и учителя и др.); Экспериментальные программы (реализуются в режиме эксперимента); Авторские программы. Обязательным условием является успешная апробация и экспертиза. Отражение преемственности учебных программ и учебников по ступеням образования. Соответствие комплекта учебников Перечню учебных изданий, рекомендованных МО РФ.
Модуль 5Программы внеучебной деятельности Определение набора программ внеучебной деятельности, программ дополнительного образования, взаимосвязанных с учебными программами (составление индивидуальных образовательных маршрутов учащихся); Разработка программ внеучебной деятельности с указанием дидактического и учебно-методического обеспечения.
Модуль 5Программы внеучебной деятельности Дополнительное образование школа рассматривает как расширение содержания и форм образования. Программы внеучебной деятельности в большинстве своем взаимосвязаны с учебными программами, что позволяет обеспечивать индивидуальный образовательный маршрут обучающихся. Дополнительное образование реализует стратегические цели учреждения в целом, но имеет и свои специфические задачи: выявление и развитие склонностей и способностей детей к различным видам деятельности; Освоение детьми социальной практики общения, планирования и организации собственной деятельности; сосдание условий для детского творчества в области искусства, науки и техники; сосдание основанного на интересах детей практического дополнения к школьным предметным курсам; профессиональная ориентация школьников; формирование разновозрастных детских коллективов по интересам; организация досуга и отдыха детей во внеурочное время.
Модуль 6Организационно-педагогическое условия образовательного процесса Характеристика организационно-педагогических условий: А) нормативных условий: требования Сан ПиН; наполняемость классов; режим обучения (продолжительность учебной недели, уроков, перерывов; количество уроков в день, неделю); структура учебного года. Б) организационных условий: формы организации учебного процесса в зависимости от вида ОП, ступени обучения, целей программы (классно-урочная и др.); другие формы освоения образовательной программы (домашнее обучение, экстернат и др.); формы организации воспитательной работы и работы с родителями, формы информирования родителей о реализуемой ОП; условия для социально-психологического сопровождения учащихся; формы работы с педагогическими кадрами с целью повышения качества реализации ОП; условия организации методической работы по совершенствованию содержания обучения, научно-методического обеспечения образовательного процесса.
Модуль 7Технологии образовательного процесса Описание избранных технологий педагогического процесса, обоснование их выбора.
Модуль 8Варианты выбора образовательных программ дальнейшего обучения Прописывается процедура и основание выбора образовательных программ на следующей ступени образования (для ОП начального и основного общего образования). Определяются варианты выбора дальнейшего образовательного маршрута обучаемых (для ОП среднего общего образования). Определяются условия возможного изменения образовательного маршрута ученика.
Модуль 9 Ожидаемые результаты освоения образовательной программы Проектирование ожидаемых образовательных результатов с учетом выполнения требований ГОС, а также ожидаемых результатов личностных достижений учащихся. Формулирование ожидаемых результатов с учетом их: соответствия целям и ценностям образовательной программы; Диагностики (ожидаемые результаты должны быть сформулированы так, чтобы было ясно, что именно может подлежать оценке в процессе аттестации достижений учащихся); Преемственности (ожидаемые результаты должны быть сформулированы так, чтобы было понятно, как достигнутый, например, после первой ступени результат учитывается и развивается на последующих образовательных ступенях).
Модуль 10Система диагностики результатов освоения образовательной программы Определение показателей результатов освоения ОП. Определение форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся, с помощью которых будет фиксироваться не только образовательный результат, но и результат личностного развития детей: формы фиксации образовательного результата (устные и письменные); формы фиксации личностных достижений (олимпиады, конкурсы, соревнования, дневники педагогических наблюдений). Фиксация реально достигнутых учащимися результатов образования в рамках конкретной ОП на различных этапах ее освоения: прогностическая аттестация (перед началом освоения учащимися ОП; цель – фиксация начальных условий); текущая аттестация (в процессе освоения учащимися ОП; цель – диагностика и коррекция продвижения по образовательному маршруту); итоговая аттестация (в конце процесса освоения учащимися ОП; цель – фиксация достигнутых результатов, соотнесенных с ожидаемыми; анализ результатов; Анализ полученных результатов, в т.ч. Личностных достижений учащихся с целью определения дальнейшего индивидуального образовательного маршрута, с одной стороны, и коррекции образовательной программы, с другой.
Модуль 11Организационно-методические условия обеспечения образовательной программы План работы школы на учебный год.
Модуль 12Образовательный кодекс школы Концептуальные и локальные акты.