Консультация для воспитателей Культура речи педагога- образец для подражания учитель-логопед I категории МБДОУ 6 Пичугина И.В.
Священное уменье говорить, произносить слова и строить фразу. Как просто это: стоит рот открыть, И чудо возникает сразу
Требования к речи педагога: -Правильность -Точность -Логичность -Чистота -Выразительность -Богатство -Уместность
Речевые коммуникации имеют целый ряд наименований -языковая -вербальная -речевое общение -вербальное общение -речевая деятельность -речь
Научное определение: «Коммуникация- специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно- трудовой деятельности.»
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют. Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры тех людей, с которыми постоянно соприкасается ребёнок, становится его достоянием.
Педагогу необходимо помнить о: -звуковой культуре речи -литературном произношении -интонационной выразительности речи ( фразовые и логические ударения, паузы, движения голоса по высоте, силе, тембру, темп )
Надеть - одеть Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.
ОБУТЬ, обую, обуешь; обутый; обут, -а, -о; Формы побудительного наклонения: обуть - обуй, обувать - обувай. Обуть (глагол совершенного вида)- 1) надеть обувь на себя или кого-то еще; 2) снабдить обувью кого-то (Всю семью надо одеть-обуть). Обувать - глагол несовершенного вида с тем же значением. Глаголы сов. вида обозначают законченное или ограниченное во времени действие, глаголы несов. вида - неограниченное во времени. Таким образом, когда Вы говорите: "Обуй ботинки," - то ожидаете немедленного исполнения действия, а когда говорите: "Обувай," - то ожидаете начала "длительного" процесса ОБУТЬ
Есть - кушать Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.
«класть» и «сложить». нормой является употребление слова «класть», в то время как «сложить» является просторечием....Глагол «класть» употребляется без приставок. Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная -говорить и писать «посложить» считается правильным, «покласть» просторечием. Эти нормы закреплены во всевозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными.
Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ. Но НЕ! Пекешь, пакет, пекем, пакете НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ, ЖЖЕШЬ, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ,ЖГУТ. Частая ошибка - без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгешь, жгет, жгем, жгете. Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ. НО НЕ! стригем, стригешь, стригите. Глаголы
В словах под ударением должен быть первый гласный звук во всех формах (т`ортов, б`антов, л`ифтов; в т`ортах, в б`антах, в л`ифтах; на т`ортах, на б`антах, на л`ифтах; л`ифт, л`ифта, л`ифту, л`ифтом, на л`ифте). т`орты, б`анты, л`ифты
Глаголы, образованные от глагола звон`ить с разными приставками (позвонить, перезвонить, созвониться), во всех формах произносятся с таким же ударением, как и в глаголе звонить (позвон`ишь, перезвон`ит, созвон`имся и т. д.). Звон Ить
наречия Наречия – слова неизменяемые, поэтому морфологических ошибок не возникает. Но есть ошибочные варианты состава слова наречия. НОРМА: Сзади (НЕ взади, назаду) Назад ( НЕ взад) Позади (НЕ в заду) Взад вперед ( НЕ взад назад) Внутрь (НЕ вовнутрь) Куда (НЕ куда) Туда (НЕ туда) Сюда ( НЕ суды). В норме нет слов тудой, сюдой Там (НЕ там)
Здесь (Не здесь) Тут (НЕ тута) Около (НЕ коло) Зря (НЕ зазря) Сразу (НЕ зараз) Сначала ( НЕ сперва, перво-наперво ) Потом (НЕ опосля) Впервые (НЕ впервой), Снова (НЕ по-новой), Глубоко (НЕ гл Ыбоко), Безразлично (НЕ без разницы), По правде (НЕ взаправду), Нарочно (НЕ понарошке), Зря (НЕ зазря), Нарочно (НЕ понарошке, но вполне допустимо у детей), Шире (НЕ шире), Длиннее (НЕ длиньше), Пополам (НЕ напополам), Один за другим (НЕ один за одним).
Имеет огромное значение, с каким выражением лица педагог разговаривает с детьми. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь воспитатель является актёром, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста.
В целом речь педагога должна быть полной, красочной, грамматически правильно оформлена, выразительна, логически связная. В беседе с детьми, при рассказывании необходимо уметь пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, шире использовать устное народное творчество, фразеологические обороты.