Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников Выполнила C. И. Плюснина учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП г
Актуальность темы : В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Однако исследования показывают, что даже во 2-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет приёмами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий. Недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Поэтому, именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительных действий.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей игры в развитии логического мышления
Объект исследования: мышление младшего школьника Предмет исследования: особенности развития логического мышления младшего школьника в процессе игровой деятельности
Гипотеза: Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младшего школьника будет эффективным, если: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления; выявлены особенности логического мышления у младшего школьника; структура и содержание игр младших школьников будут направлены на формирование и развитие у них логического мышления.
Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретические основы проблемы развития логического мышления младших школьников. 2. Выявить особенности развития логического мышления младших школьников. 3. Разработать и апробировать программу развития логического мышления младших школьников в процессе игровой деятельности. 4. Провести анализ эффективности опытно - экспериментальной работы по развитию логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников.
Практическая значимость исследования Разработана и апробирована программа развития логического мышления посредством игровых упражнений. Её результаты направлены на совершенствование процесса развития логического мышления в начальном школьном возрасте. Вскрытые резервы развития логического мышления послужат реальной предпосылкой обновления образовательного процесса для детей младшего школьного возраста.
Методический аппарат: методика определения логического мышления («Исключение понятий») методика определения вербально – логического мышления (по К. Йирасеку)
База исследования: МКОУ СОШ с УИОП 7 г. Кирово – Чепецка В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте 8 – 9 лет
Анализ психолого-педагогической литературы: Изучение мышления относится к числу самых трудных и мало разработанных проблем психологии. Мышление – это процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях. Развитие логического мышления младшего школьника будет формироваться более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются специальные приемы, одним из которых являются дидактические игры.
Результаты экспериментальной работы: Результаты методики«Исключение понятий» на констатирующем этапе Рис. 1. Уровень развития логического мышления
Результаты методики определения вербально- логического мышления (по К. Йиерасеку) на констатирующем этапе Рис. 2. Уровень развития вербально- логического мышления
Формирующий эксперимент Разработана и апробирована развивающая программа развития логического мышления младших школьников посредством игровых упражнений Программа состоит из четырёх блоков: Анализ и синтез Сравнение Аналогия и обобщение Классификация
Контрольный эксперимент Результаты методики«Исключение понятий» Рис. 3. Уровень развития логического мышления по результатам констатирующего и контрольного экспериментов
Результаты методики определения вербально- логического мышления (по К. Йиерасеку) Рис. 4. Уровень развития вербально - логического мышления по результатам констатирующего и контрольного экспериментов
Вывод Данные обстоятельства позволяют признать проведение экспериментального исследования успешным, а целесообразность и эффективность игровых упражнений, направленных на развитие логического мышления у младших школьников, подтвержденными. Таким образом, положительная динамика явилась результатом реализации программы по развитию логического мышления младших школьников в процессе игровой деятельности. Можно сделать вывод, что данная программа является эффективной. Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась, задачи решены, цель достигнута.
Спасибо за внимание!