От вопроса к познанию
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Г.А. Цукерман
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться». Элвин Тоффлер
Роль вопроса в мышлении и обучении Повышают интерес и возбуждают любопытство, стимулируют активность. Включают учеников в процесс познания. Переключают и направляют мысль. Повышают способность учащихся видеть противоречия. Заставляют детей применять все свои способности. Фокусируют внимание на предмете исследования. Помогают ученикам лучше понять и запомнить информацию. Помогают учителю понять, как усвоен материал.
У нас умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Р. Киплинг Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. А. Кинг Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ. Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. И. Кант
Вопрос – это… 1) обращение, требующее ответа; 2) то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема. (С.И. Ожегов) высказывание, имеющее целью побудить слушающего сообщить нечто неизвестное говорящему или представляемое говорящим как требующее выяснения (О.С. Ахманова) словесный сигнал, с которого начинается процесс мышления (психология) наличие поиска в ситуации неопределенности (из англ.яз.)
Классификация вопросов 1) познавательные (в т.ч. проблемные); 2) служебные 1) информационно-репродуктивные; 2) репродуктивно-познавательные; 3) собственно-познавательные 1) собственно-вопросительные (утвердительные, отрицательные, повествовательные); 2) вопросительно-побудительные; 3) вопросительно-риторические 1) альтернативные; 2) восклицательные; 3) встречные; 4) вторичные
Практические упражнения 1. Удивляемся обычному Почему весной тает снег? Почему одни животные охотятся ночью, а другие – днём? Почему цветы имеют такую яркую окраску? Почему бывают наводнения? Почему зимой идёт снег, а летом только дождь? Почему Луна не падает на Землю?
2. Прием «тонких» и «толстых» вопросов Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Верно ли...? Мог ли…? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Согласны ли вы... ?
3. Задай вопросы по рисунку 4. Задай вопросы о предмете. 5. Задай вопросы от имени другого.
6. Задай вопрос каждому герою стихотворения. У меня друзей немало, Но я всех нарисовала: Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Соня спит, Катя катит, Тоня тонет, Я не дам ей утонуть! Я спасу подружку Тоню: Подрисую что-нибудь!
. Составляем вопросы по предложению. чтение предложения; выделение главной мысли ; задавание вопроса по поводу основного смысла предложения; задавание вопросов по содержанию дополнительной информации.