Системно- деятельностный подход как методологическая основа стандартов второго поколения.
«…образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…».
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость. Системно-деятельностный подход
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. А.Тофлер
Системно-деятельностный подход Основной из главных задач учителя является организация учебной деятель- ности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осущест- влении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить): выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».
1.Вопросы, суждения, ошибки персонажей. 2.Задания, для выполнения которых недостаёт знаний. 3.Заголовки-вопросы. 4.Наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения.
Конструирование уроков в рамках системно-деятельностного подхода. «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...» А. Дистервег
Целеполагание учителя Содержательная цель (формирование системы понятий по данному предмету). Деятельностная цель (формирование умений новых способов действий ). Развивающая цель. Приобрести (расширить) опыт деятельности.
1. Подготовительный этап. Шаг 1 – мотивация к учебной деятельности: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. («Надо», «Хочу», «Могу»). Актуализация опорных знаний: Фиксирование затруднений: Шаг 2 – понимание места и причины затруднений, определение границ знания и незнания. Возможные причины затруднений: Знаю: Не знаю: Шаг 3 – постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи. Задание. Сформулировать учебную задачу. Учебная задача :
3. Основной этап – открытие новых знаний. Шаг 4 – разработка проекта выхода из затруднений (цель, способ, алгоритм, план, средство…) План учебных действий в коммуникативной форме обдумывают ученики. Этим процессом руководит учитель. 1. Деятельность – способ отношения к окружающему миру, характерный только для людей. 2. Деятельность осуществляет субъект (человек). Деятельность субъекта направлена на объект. Объект – то, на что направлена наша деятельность. 3. Мотив деятельности – побудительные внутренние и внешние условия. 4. Структура деятельности: цель -– средства, методы, действия -– результат.
Шаг 5 – реализация готового проекта – «открытие» новых знаний. Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Шаг 6 – первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
4. Заключительный этап – применение и рефлексия. Шаг 7 – самостоятельная работа с проверкой по эталону. Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют возможные ошибки.
Шаг 8 – включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания. Подбираются задания, в которых тренируется использование ранее изученного материала.
Шаг 9 – рефлексия учебной деятельности на уроке. Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» Г.А. Цукерман
Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».
Действия учителя и учащихся Проводится тщательная подготовка к уроку Учащимся даются предварительные задания, объясняется построение урока, готовятся наглядные пособия Продумывается ход урока с учетом особенностей класса Обсуждается последовательнос ть операций на уроке, проверяются конкретные знания отдельных учащихся Уделяется особое внимание активизации деятельности всех учащихся В тот или иной вид деятельности на уроке включаются «сильные», и «слабые» учащиеся, «трудные» и «равнодушные»
В чем заключается задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.
Отличия от традиционного урока. Учитель продумывает цели урока как результат ученика; Учитель организует работу по мотивации учащихся; Ученик сам ставит цель урока как собственную учебную задачу; Ученик сам проектирует средства достижения поставленных целей; Ученик сам оценивает результат и корректирует действия.
Системно-деятельностный подход Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования Об этом свидетельствует: более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых, возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сокращается время обучения, наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Итоги урока. Какие открытия вы сделали на уроке? Что научились делать? Домашнее задание. Обязательно для всех: (в соответствии со стандартами) На выбор: творческое задание или задание повышенной трудности )