Святочный рассказ особый жанр, возникший в литературе на основе фольклорных традиций (былички, развлекательные рассказы на вечорках). К числу художественных особенностей рождественского рассказа можно отнести следующие: 1) приуроченность действия в рассказах ко времени праздника Рождества; 2) наличие героя-ребенка; 3) ожидание и совершение Чуда как главный мотив рождественского рассказа;
Святочный рассказ 4) пророческий сон или видение (страшный (-он) или радостный (-он)); 5) счастливон разрешение драматической ситуации (как правило); трагический финал – возможный вариант развития действия с целью усилить контраст праздничной атмосферы и суровой жизненной реальности; 6) гуманистическая направленность рассказов со рождественской тематикой (призыв к добру, любви, милосердию).
Дни от Рождества до Крещения именовались (именуются) Святками. Название Святки восходит к прилагательному «святой». Святочные дни были особенно любимы, радостны и очень торжественны еще и потому, что христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество (7 января, по новому стилю), день Василия Великого (14 января), Крещение
История создания рассказа 26 декабря 1875 года Ф. М. Достонвский Ф. М. Достонвский вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской ёлке, устроннной в Петербургском клубе художников. 27 декабря Достонвский и А. Ф. Кони прибыли в Колонию для малолетних преступников на окраине города на Охте,ЛюбойА. Ф. Кони Охте
История создания рассказа В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»). Все эти предновогодние впечатления легли в основу рождественского (или святочного) рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»Петербурга
«Мальчик у Христа на Елке» Обратите внимание на не- понятные слова Почему «Мальчик с ручкой»? Какими в 1 ч. Представлены мальчики? Что их ждет в будущем? Почему сочинил или могло быть? Что произойдет с мальчиком? Где оказался мальчик? Счастливый или печальный конец рассказа?
Словесно нарисуйте портрет мальчика Какова судьба мальчиков в 1 ч? Какова судьба мальчика во 2 ч.? Почему плакали матери? Кто же виноват в смерти мальчика? Зачем Ф.М. Достонвский вводит в рассказ образ Христа, описывает его праздник для умерших детей?
Подумайте над словом «МИЛОСЕРДИЕ». Что оно обозначает? К кому из геронв рассказа можно отнести эти слова? Как люди относятся к мальчику?
«Девочка со спичками» В чем похожи судьбы геронв? Какие сказочные элементы встречаются у Г.-Х. Андерсена? Отношение к девочке людей? Чего девочке хотелось? Почему два главных героя безымянны?
Кто и когда сочувствует девочке? А пожалел ли кто-нибудь мальчика? Сравните описание елок в двух произведениях У кого из писателей, по вашему мнению, картина жизни получилась более жестокой?
Вывод Сходство произведений неоспоримо: тот же жуткий холод, пронизывающий до костей маленькон существо, то же абсолютнон равнодушие окружающих; обоим героям реальный мир не смог дать ни тепла, ни ласки, оба обрели желаемон лишь в мире небесном.
Спасибо за урок! Сайт: