Конкурс презентаций «Великие люди России» Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su» Сотникова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы. МБОУ «Лицей 81» город Новосибирск Название презентации «Николай Лунин – великий железнодорожник 20 века».
Новосибирск славен своими людьми. Одним из почетных граждан нашего города является Лунин Николай Александрович (удостоен этого звания в 2000 году), выдающийся железнодорожник, новатор, герой труда, 100-летие со дня рождения которого мы отмечаем в 2015 году. Почетный новосибирец
Начало пути Николай Лунин родился 22 мая 1915 года в г. Ряжске Рязанской области в семье железнодорожника. Вскоре мальчик с родителями переезжает в Новоси- бирск. Окончив 7 классов, юноша поступает в железнодорожное ФЗУ на станции Новосибирск. Начал трудовую деятельность слесарем в паровозном депо, чуть позже помощником машиниста. Уже с 1935 года Николай самостоятельно водил поезда. В 1940 году вы- ступил инициатором почина ремонта поездов силами ремонтников депо и самой паровозной бригады.
Лунинское движение Вскоре Николай Александрович явился инициатором движения за максимальный пробег паровозов без ремонта. Почин назвали «ленинским движением», он пошел дальше, в другие отрасли промышленности, его подхватили и распространили.
Вклад в Победу В начале войны Н. А. Лунин выдвинул новую идею – каждый член паровозной бригады должен овладеть ремонтными специальностями. И вновь этот призыв шагнул далеко. В 1942 году за внедрение новых методов организации производства Лунин получает Сталинскую премию, ему вручают высшую награду – орден Ленина. Деньги от премии передает на строительство детского дома для детей погибших воинов, на создание подводной лодки «Новосибир- ский комсомолец» для Северного флота.
Вклад в Победу Но большую часть денег он потратил так: купил эшелон угля и лично доставил его в разрушенный, но освобожденный Сталинград (февраль 1943 года). А еще раньше знатный новатор двумя паровозами привез в замерзающую Москву 100 вагонов угля, умело сочетая работу 2-ух паровозов применительно к рельефному пути. За время войны паровозная бригада старшего машиниста Лунина перевезла 585 тысяч тонн оборонных и народно-хозяйственных грузов.
Герой тыла О паровозе Лунина слышал каждый советский человек, потому что это был лучший паровоз Советского Союза. 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях войны Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.А.Лунину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»
Герой тыла Лунин на фоне своего паровоза ФД Получил машинист свой бронепоезд прямо на митинге Коломенского паровозостроительного завода, 3000 –ый юбилейный.
Помним и гордимся После Победы Николай Александрович был переведен на более высокие должности, в Москве окончил институт путей сообщения, стал автором нескольких учебников по железнодорожному делу, руководил Московско-Рязанской железной дорогой, был депутатом Верховного Совета СССР, последние годы жил в Москве. Умер в 1968 году. Новосибирцы чтят великого железнодорожника, путейца. Имя Лунина носит областное « Профес- сиональное училище 10».
Помним и гордимся На здании цеха эксплуатации Новосибирского локомотивного депо установлена мемориальная доска. В городе есть Площадь лунинцев. А на высоком косогоре, издалека видимом каждому, кто подъезжает к Новосибирску, на постаменте высится монумент-локомотив ФД , тот самый лучший паровоз Советского Союза (установлен в 1985 году).
ФД http://ru.wikipedia.org/wiki/ Источник шаблона R-Elena Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов, МАОУ лицей 21, г. Иваново Шаблон «День Победы _07» Источники иллюстраций
Источники текстовой информации kraeved.ngonb.ru>node/4952 Новосибирский Краеведческий портал. Лунин Н.А. submemorial.ru Новосибирская книга Памяти Лунин Николай Александрович // Победители : тыл фронту. – Новосибирск, 2005