Виды групповой работы и организация контроля учебной деятельности учащихся на уроке Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия» Елизарова Ирина Васильевна Г. Старая Русса Новгородской области
«Оценка и отчётность – цели весьма достойные. Задача состоит в том, чтобы создать систему, которая бы по справедливости и с пользой оценивала то, что нас интересует и важно для нас, не нарушая при этом процесс обучения. Теодор Сайзер
Таблица наблюдений фамилия, имя Михайлов Максим Сделал треугольники разных размеров из цветного картона Сделал прямоугольники, затем разделил их на треугольники Сказал мне, что в классе много различных геометрических форм: окна – это прямоугольники, крышки столов – квадраты, часы – это круг Работает с головоломкой и составляет из 2-х треугольников квадрат, а из 4-х прямоугольников ещё больший прямоугольник (я думаю он изучает дроби. Я покажу ему как записывать простейшие дроби) Когда М. читал вслух, он запнулся на 3-х новых словах, но потом прочитал их правильно (у него есть стратегия чтения новых слов) Обратить внимание на выразительность чтения. Не всегда правильная интонация.
Вместо Хорошая работа Плохо Славно Говорите Ты усердно трудился над задачей и решил её двумя способами, оба из них правильные. Я заметила, что ты очень торопился. Ты написал знакомые слова с ошибками и не поставил знаки препинания. Тебе придётся исправить ошибки. Идея интересная. Ты много узнал о паучках. А что ты ещё хочешь о них узнать?
Пирамида обучаемости. 5% 10% 20% 30% 50% 75% 90% ЛЕКЦИЯ (монолог учителя) ЧТЕНИЕ (самостоятельное) АУДИО-ВИДЕООБУЧЕНИЕ ПОКАЗ (демонстрация) ДИСКУССИОННАЯ ГРУППА (обсуждение учащимися в малой группе) ПРАКТИКА В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ (ребёнок обучает ребёнка)
Цели организации совместной работы детей на уроке 1. Дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку 2. Дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе 3. Дать каждому ребёнку опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умений учиться 4. Дать учителю: –дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения –возможность органически сочетать на уроке обучение и воспитание.
Приёмы работы в парах 1. Статическая пара Динамическая пара (основа для коллективного способа обучения) Вариационная пара 1 а 2 б 3 б 4 г Формируется по желанию учащихся вне зависимости от уровня усвоения. Роли: учитель ученик Режимы: взаимообучение, взаимоконтроль (повышается речевая и мыслительная активность, формируются нравственные качества – взаимопомощь, товарищество) Общее задание делиться между членами микро-группы (4 человека). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому Каждый член группы получает свое задание, внимательно проверяет с учителем (готов к работе в паре!). По схеме идет взаимообучение и взаимоконтроль. В результате каждый учащийся усваивает четыре порции учебного содержания. 1 б 2 а 1 в 2 г 1 г 2 в 3 г 4 в 3 б 4 а 3 а 4 б
Советы по организации работы в парах. 1. При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в их опыте ещё не было. 2. Вводя каждую новую форму сотрудничества, необходимо давать ее образец. 3.По-настоящему образец совместной работы будет освоен только после разбора нескольких ошибок. 4. Знать принципы соединения детей в пары. 5. Для срабатывания пар нужны минимум 3-5 занятий. 6. При оценке работы пары следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. 7. При парной работе важно визуальное общение. Возможны следующие варианты размещения детей в парах:
Экран учёта п/п Список учащихся класса Темы Зачёт Т1Т2Т3Т4Т5Т6 1Алексеев Андрей (+) (·)(·) ++ 2 Ануфриева Наташа (+) ++ 3 … Примечание. Знаком (+) отмечены темы, изученные учеником и проверенные учителем; Знаком + – темы, изученные в парах; Знаком (.) – темы, над изучением которых в данный момент работает ученик
Оценивание работы учащегося фамилия, имя Костина Ксюша Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 5 – выполнено задание полностью 4 – выполнено задание полностью, есть неточности 3 – задание выполнено частично 2 – задание выполнено неправильно
Обучение с доминированием учителя. Учителя представлены как люди, завершившие свое образование Учителя транслируют информацию с помощью лекций, учебников и т.п. Учитель строит опрос вокруг правильных (неправильных) ответов или вопросов. Ученики работают по одиночке Обучение, ориентированное на ученика Учителя видят себя учениками наравне с учениками Учителя создают обучающие ситуации, основанные на прямом опыте, социальном общении и исследовании Учитель провоцирует детей на вопросы и развивает их мышление открытыми вопросами Ученики работают в парах или небольшими группами.
Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем. Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.