Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук» Старший воспитатель МАДОУ «Радость» Д/с 98 Овчинниковой Татьяны Владимировны г. Нижний Тагил
При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы: Общая моторика: дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.
Мелкая моторика рук: Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслужевания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослежеваются трудности пространственного расположения элементов. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например «замок» сложеть кисти вместе, переплетая пальцы: «колечки» поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец и другие упражнения пальчиковой гимнастики. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором: стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Но одной пальчиковой гимнастики мало, поэтому я рекомендую виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: -Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками. -Игры и действия с игрушками и предметами: -раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т.д., - нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, -пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц, -игры с мозаикой, строительным материалом и т.д. -Изобразительная деятельность: -лепка из пластилина и глины, -раскрашивание картинок, -обведение контуров, -штриховка, -рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой), -работа с ножницами, -поделки из природного материала и т.д. Работа по развитию кистей рук нужно проводить систематически по 3 – 5 минут ежедневно.
Нетрадиционные игровые приемы Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем и его речь. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, веревочками, пуговицами. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей и побуждают их к новым творческим идеям.
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива ДОУ, а особенно зависят от взаимосвязи, преемственности в работе учителя- логопеда и воспитателей.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия учителя-логопеда и педагогов группы считаем следующие: единство коррекционных, образовательных, воспитательных задач; коррекционная направленность общеобразовательных занятий и режемных моментов; развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка; максимальное выявление и использование резервов психического развития, воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей; достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей; активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков; разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и логопеда; использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности
В основе работы учителя-логопеда и воспитателя лежат следующие принципы: 3 Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Принцип сотрудничества между воспитателями и логопедом, воспитателями и детьми Принцип учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса. Принцип дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи
Разнообразные эффективные формы работы с родителями позволяют: обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; ориентирован на тщательный отбор игр по развитию мелкой моторики рук для детей дома; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; включить в активную совместную работу с детьми и педагогами; достичь эмоционально – нравственных взаимоотношений родителей и детей.
Развитие мелкой моторики Игры с крупами полезны для развития моторики Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими: игры с мелкими предметами: пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев и т. д.; лепка. лепка.
Игры на развитие мелкой моторик «Чудо-прищепки», которыми можно «рисовать» картины!
Сороконожка По ровненькой дорожке Ползет сороконожка. Сороконожку догоню Вместе с ней гулять пойду. Пальчиками я гуляю Слоги, слова называю. Сколько пальчиком нажму - Столько слов я назову.
Тучка в небе набежала, Дождик тучка потеряла. Капли падают, смотри Раз – два – три, раз- два-три. Дождик землю поливает, Нашу травку омывает. Мы по травке побежем От восторга завизжем. 1. Ша- ша-ша, ша-ша-ша Ах!- Как травка хороша! 2. Ла-ла-ла мы покричим! Ло-лу-ла, ло-лу-ла Вот так выросла трава. 3. Ро-ру-ра ро-ру-ра Травку топчет детвора 4. Жо-жу-жа, же-жу-жа Ищем в травке мы жука 5. Са-со-са, си-сусса Стала мокрая трава.
На зеленой, на лужайке, Одуванчики цветут. Белые, пушистые, Там и тут, там и тут. По верхушкам я бегу Прямо в небо попаду, На радугу, на дугу. На зеленой, на лужайке, Одуванчики цветут. Белые, пушистые, Там и тут, там и тут. По верхушкам я бегу Прямо в небо попаду, На радугу, на дугу.
Пальцем на волну нажму Я красиво говорю. На меня ты посмотри И за мною повтори. Если можешь то слова, Ты на слоги подели И конечно без сомнения Со словами ты составишь предложения. Не умеешь говорить? Буду я тебя учить
Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять. По полянке мы гуляем И цветочки собираем. Красный, синий, голубой, Как нам весело с тобой Пальчики гуляют – Цветы собирают.
Я цветочек составляю, Пальчики я упражняю. Пальчики я упражняю - Своей речи помогаю. Чтобы чисто говорить Буду с пальцами дружеть. Вот мизинчик-малышок, Прибежал к нам на урок. Указательный и средний, Безымянный и большой Вот какой !
Дружат в нашей группе, Девочки и мальчики. Мы с тобой подружем, Маленькие пальчики. Мы картину составляем, Пальчики мы развиваем. На картину посмотри И рассказ нам расскаже.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положетельных результатов: 1. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажем, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. 2. Для диагностики сформированности навыка письма можно использовать рабочие тетради и прописи.
Список литературы: - "Развиваем мелкую моторику у малышей" Ермакова И.А., СПб; с.; ISBN "Уникальная методика развития ребенка. От рождения до трех лет." Жукова О.С. - М.; с.; ISBN