Гончарь Анжелика Георгиевна Учитель ВКК биологии Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы средняя образовательная школа 1103 имени Героя РФ А.В.Соломатина
Официальной датой рождения генетики считается 1900 г.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости живых организмов.
Наследственность - способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Ген - участок молекулы ДНК, ответственный за проявление какого-либо признака. Ген белок признак.
Парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного и того же признака (например, цвета волос, глаз, формы уха), называются аллельными генами (аллелями). Доминантный признак (ген) господствующий, преобладающий.( А,В,С) Рецессивный признак (ген) подавляемый признак. (а, в, с)
Гомозигота - это клетка (особь), имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа). Гетерозигота - это клетка (особь), имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах (Аа), то есть несущая альтернативные признаки.
Генотип - совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей. Фенотип - совокупность внутренних и внешних признаков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индивидуального развития.
Но́рома реал́акции размах фенотипических проявлений признака у особи под влиянием внешней среды без изменения генотипа. Генотип определяет пределы (размах) нормы реалакции организма, то есть его генетические возможности, а фенотип - это реаллизация этих возможностей в признаках.
Изменчивость - это способность организма приобретать новые признаки в процессе онтогенеза. Различают наследственную и ненаследственную изменчивость. Наследственность и изменчивость присущи всем организмам. Генетика, изучающая их закономерности, выявляет методы управления этими процессами.
Синквейн 1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2. Во второй строке- два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта. 3. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4.Четвёртая строка –фраза из четырёх слов, выражает личное отношение. 5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть или объект.
1935 – экспериментальное определение размеров гена – структурная модель ДНК – расшифровка генетического кода – первое клонирование лягушки – химическим путем синтезирован первый ген – рождение генной инженерии – расшифрован геном бактериофага Х 174, секвенированиеие первый ген человека – получена первая трансгенная мышь – создан проект «Геном человека» – становление геномики как раздела генетики, секвенированиеие геном бактерии – клонировали овцу Долли – клонировали мышь и корову год – геном человека прочитан!
«Дальнейший прогресс человечества во многом связан с развитием генетики. Вместе с тем необходимо учитывать, что неконтролируемое распространение генно-инженерных живых организмов и продуктов может нарушить биологический баланс в природе и представлять угрозу здоровью человека». (В. А. Аветисов).
Сформулируйте выводы, дополнив предложения: Я думаю, что генетика – это самый ________ раздел биологии, потому что _______. Изучая генетику, я хочу _____________. На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________
Литература и интернет ресурсы: 1. Учебник И.Н. Пономарева, Москва, издательский центр «Вентана- Граф». 2. Поурочные планы 9 класс биология, издательство «Учитель». 3. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика, тт. 1–3. М., Сингер М., Берг П. Гены и геномы, тт. 1–2. М.,