МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРЕДМЕТА. Рудакова Ольга Валерьевна Преподаватель теоретического отделения Муниципальное образовательное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Advertisements

Духовно - нравственное развитие и воспитание патриотических чувств на ступени начального общего образования через внеурочную деятельность.
Формирование духовно – нравственной культуры личности учащихся : первый опыт и находки МОУ СОШ 1 гор. Гвардейска г.
Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
Музыка, как средство воспитания культурного человека. Презентация программы по музыке «Родничок» ШРР «Буратино» педагог дополнительного образования МБОУ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ занятия музыка в повседневной жизни детского сада музыкальное воспитание в семье.
Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ д/с «Петушок» Казаринова И.М.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Модель предметной области «Православная культура» ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРАВОСЛАВНО-КУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Формирование музыкальной культуры как части всей культуры.
Программа дополнительного образования «Хоровое пение» Музыкальный руководитель Раимова И.З. Барда 2008г.
Нравственно - духовное образование «Самопознание».
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
КУРС ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и дисциплин начального образования ТГПУ им. Л.Н.Толстого.
Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития школьников на уроках музыки.
«Основы православной культуры» в учебно- воспитательном процессе Из опыта работы учителя МОАУ «СОШ 13» Зайцевой Т.К.
Проект внеурочного занятия «Ритмика» Автор: учитель ритмики Торжу Евгения Ахмедовна С. Хову-Аксы 2012год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕРЕБРЯНЫЕ НОТКИ» Ольга Леонидовна Петухова, учитель музыки.
СОХРОНЯЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН «Бытие каждого народа на земле определено его традициями, которые сохраняют этот народ в мире»
Транксрипт:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРЕДМЕТА. Рудакова Ольга Валерьевна Преподаватель теоретического отделения Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Чебоксарская детская школа искусств 1»

Почему создана программа Анализ ситуации в России показывает : Ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения ( наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения ). Вновь обретенный персонализм образования возвращает нас к осознанию незыблемости основ культурно - образовательной традиции нашей цивилизации. Классическая педагогическая традиция сконцентрирована на проблематике воспитания « человеческого в человеке ». В качестве дидактической формы ( в пределах возможностей обучения ) в базисный учебный план музыкальной грамоты вводятся традиционные духовные ценности российской и мировой культуры.

Возможности включения духовного компонента в программу Закон РФ « Об образовании » от ( ред , ст.2, п. 2) « Программа развития воспитания в системе образования России на гг.» ( Приказ Минобразования России от , 547) Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан РФ на гг.» ( утверждена постановлением Правительства РФ от , 122) г. Управляющий Чебоксарско-Чувашской епархией и министр Образования ЧР подписали соглашение о сотрудничестве г. соглашение между Чебоксарско-Чувашской епархией и Министерством Образования республики.

Цели Программы раскрытие музыкальных и творческих способностей детей ; развитие у учеников музыкального слуха ; воспитание учащегося, умеющего различать средства музыкальной выразительности ; выявлять характерные элементы музыкального языка в произведениях разных эпох, стилей, жанров ; способность применять полученные знания и навыки в своей практической музыкальной деятельности.

Общие задачи 1. Дать начальные знания в области музыкальной грамотности. 2. Развить у учащихся : мелодический слух ( восприятие и воспроизведение мелодии ); гармонический слух ( способность воспринимать много звуков как единое целостное звучание ); внутренний слух ( способность представлять себе звучание интервала, аккорда, ритмического рисунка, мелодии ); чувство лада ( ощущение устойчивости и неустойчивости, окраски мажора и минора ); музыкальное мышление ( восприятие музыкальной формы, навыки анализа музыкального текста ); музыкальную память ( запоминание музыкального материала и угадывание на слух по памяти ). 3. Воспитать навыки : пение мелодии с дирижированием, с аккомпанементом педагога ; ансамблевого пения ; чтения с листа ; - восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров. 4. Сформировать умения : o подбора по слуху мелодий ; o транспонирования мелодий и нотного текста ; o записи мелодий по слуху ; o грамотно излагать свои впечатления от прослушанных музыкальных произведений.

Задачи эстетического отделения Развитие эстетического восприятия и чувств ; Развитие художественных представлений и понятий о духовной культуре. Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов духовной культуры. Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов духовного искусства.

Отличительная особенность Программы 1. В одном уроке объединились три предмета : « Сольфеджио », « Слушание музыки », « Сценическое мастерство ». 2. В учебно - тематический план введены два новых раздела : духовная музыка ( русская и зарубежная ); подготовка к музыкально - театральным постановкам, посвященным главным православным праздникам (« Рождество », « Пасха »).

Актуальность раздела « Духовная музыка » Введение в программу раздела « Духовная музыка обусловлено потребностями современного общества, среди которых - воспитание духовности, возвращение к исконным традициям национальной культуры. Духовно - нравственные ценности – это вечные ценности,– это устойчивые доминанты человеческой культуры. Традиционно нравственный закон рассматривается как вневременный феномен. В Национальной Доктрине образования среди основных целей и задач образования приоритетной является : Система образования призвана обеспечить : историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России »;

Цель, задачи раздела « Духовная музыка » дать учащимся общие представления о духовной культуре ; помочь ориентироваться в ее образах, сюжетах, символике ; научить осознанно слушать духовную музыку ; развивать высокие, патриотические чувства.

Иоанн Златоуст : «… где песни духовные, туда нисходит благодать Духа и освящает уста и душу ». С. Рачинский : « Тому, кто окунулся в этот мир строгого величия, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все вехи музыкального искусства ; тому понятны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта и самые мистические дерзновения Глинки ». О духовной музыке

Содержание раздела « Духовная музыка » Охват широкого диапазона музыкальных произведений, принадлежащих как отечественной, так и зарубежной музыкальной культуре - П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский - Корсаков, М. Глинка, С. Рахманинов, А. Бородин, Д. Бортнянский, И. Стравинский, В. Беллини, А. Ведель, Л. Бетховен, Ф. Шопен и др.

Раскрытие содержания духовной музыки слушание музыки ; рассказ о христианском образе и прослушивание музыки, ему посвященной ; рассказ об авторах духовной музыки ; воспоминания из страниц истории о каких - либо бытовых жизненных ситуациях ; рассказ о церковном календаре, праздниках и песнопениях, им посвященных ; показ изобразительного ряда : архитектура - и музыка в храме, икона - и музыка соответствующие им по образу и содержанию. Методические приёмы Дивеевская женская обитель

Принципы построения раздела от простого к сложному ; параллельности между религиозно - духовной музыкой и русской классикой, между духовной музыкой и народным творчеством ; комплексного введения духовной музыки, вытекающего из единства всех направлений религиозного искусства : изобразительного, музыкального и литературного ; доступности отобранного материала для восприятия учащимися, с учетом их возрастных особенностей.

Результат формирование у детей гуманного отношения к окружающим, развитие опыта коллективной жизни, воспитание милосердия и сострадания, любви и терпеливого отношения к близким, участие и победы в конкурсах.

Внеклассная работа раздела Подготовка детей к музыкально - театральным постановкам, посвященным главным православным праздникам (« Рождество » и « Пасха »). Музыкально - театральное выступления ребят проводятся в форме отчетного концерта класса перед родителями и гостями школы. Цель - совместное творчество детей с родителями.

Результат Родители готовят костюмы, сами участвуют в постановках. Совместный труд приносит всеобщую радость, сближает родителей и детей друг с другом, делает творческий процесс интересным и успешным.

Сотрудничество Музыкальная школа 2 им. В. Воробьёва Духовно - просветительский центр « Добромир »

Сотрудничество с клубом « Преображение »

Подведём итоги Передача современным школьникам знаний в области духовной культурной традиции - это средство нравственного и эстетического развития личности, которое приносит радость, создаёт условия для реализации творческих способностей.