МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРЕДМЕТА. Рудакова Ольга Валерьевна Преподаватель теоретического отделения Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Чебоксарская детская школа искусств 1»
Почему создана программа Анализ ситуации в России показывает : Ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения ( наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения ). Вновь обретенный персонализм образования возвращает нас к осознанию незыблемости основ культурно - образовательной традиции нашей цивилизации. Классическая педагогическая традиция сконцентрирована на проблематике воспитания « человеческого в человеке ». В качестве дидактической формы ( в пределах возможностей обучения ) в базисный учебный план музыкальной грамоты вводятся традиционные духовные ценности российской и мировой культуры.
Возможности включения духовного компонента в программу Закон РФ « Об образовании » от ( ред , ст.2, п. 2) « Программа развития воспитания в системе образования России на гг.» ( Приказ Минобразования России от , 547) Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан РФ на гг.» ( утверждена постановлением Правительства РФ от , 122) г. Управляющий Чебоксарско-Чувашской епархией и министр Образования ЧР подписали соглашение о сотрудничестве г. соглашение между Чебоксарско-Чувашской епархией и Министерством Образования республики.
Цели Программы раскрытие музыкальных и творческих способностей детей ; развитие у учеников музыкального слуха ; воспитание учащегося, умеющего различать средства музыкальной выразительности ; выявлять характерные элементы музыкального языка в произведениях разных эпох, стилей, жанров ; способность применять полученные знания и навыки в своей практической музыкальной деятельности.
Общие задачи 1. Дать начальные знания в области музыкальной грамотности. 2. Развить у учащихся : мелодический слух ( восприятие и воспроизведение мелодии ); гармонический слух ( способность воспринимать много звуков как единое целостное звучание ); внутренний слух ( способность представлять себе звучание интервала, аккорда, ритмического рисунка, мелодии ); чувство лада ( ощущение устойчивости и неустойчивости, окраски мажора и минора ); музыкальное мышление ( восприятие музыкальной формы, навыки анализа музыкального текста ); музыкальную память ( запоминание музыкального материала и угадывание на слух по памяти ). 3. Воспитать навыки : пение мелодии с дирижированием, с аккомпанементом педагога ; ансамблевого пения ; чтения с листа ; - восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров. 4. Сформировать умения : o подбора по слуху мелодий ; o транспонирования мелодий и нотного текста ; o записи мелодий по слуху ; o грамотно излагать свои впечатления от прослушанных музыкальных произведений.
Задачи эстетического отделения Развитие эстетического восприятия и чувств ; Развитие художественных представлений и понятий о духовной культуре. Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов духовной культуры. Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов духовного искусства.
Отличительная особенность Программы 1. В одном уроке объединились три предмета : « Сольфеджио », « Слушание музыки », « Сценическое мастерство ». 2. В учебно - тематический план введены два новых раздела : духовная музыка ( русская и зарубежная ); подготовка к музыкально - театральным постановкам, посвященным главным православным праздникам (« Рождество », « Пасха »).
Актуальность раздела « Духовная музыка » Введение в программу раздела « Духовная музыка обусловлено потребностями современного общества, среди которых - воспитание духовности, возвращение к исконным традициям национальной культуры. Духовно - нравственные ценности – это вечные ценности,– это устойчивые доминанты человеческой культуры. Традиционно нравственный закон рассматривается как вневременный феномен. В Национальной Доктрине образования среди основных целей и задач образования приоритетной является : Система образования призвана обеспечить : историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России »;
Цель, задачи раздела « Духовная музыка » дать учащимся общие представления о духовной культуре ; помочь ориентироваться в ее образах, сюжетах, символике ; научить осознанно слушать духовную музыку ; развивать высокие, патриотические чувства.
Иоанн Златоуст : «… где песни духовные, туда нисходит благодать Духа и освящает уста и душу ». С. Рачинский : « Тому, кто окунулся в этот мир строгого величия, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все вехи музыкального искусства ; тому понятны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта и самые мистические дерзновения Глинки ». О духовной музыке
Содержание раздела « Духовная музыка » Охват широкого диапазона музыкальных произведений, принадлежащих как отечественной, так и зарубежной музыкальной культуре - П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский - Корсаков, М. Глинка, С. Рахманинов, А. Бородин, Д. Бортнянский, И. Стравинский, В. Беллини, А. Ведель, Л. Бетховен, Ф. Шопен и др.
Раскрытие содержания духовной музыки слушание музыки ; рассказ о христианском образе и прослушивание музыки, ему посвященной ; рассказ об авторах духовной музыки ; воспоминания из страниц истории о каких - либо бытовых жизненных ситуациях ; рассказ о церковном календаре, праздниках и песнопениях, им посвященных ; показ изобразительного ряда : архитектура - и музыка в храме, икона - и музыка соответствующие им по образу и содержанию. Методические приёмы Дивеевская женская обитель
Принципы построения раздела от простого к сложному ; параллельности между религиозно - духовной музыкой и русской классикой, между духовной музыкой и народным творчеством ; комплексного введения духовной музыки, вытекающего из единства всех направлений религиозного искусства : изобразительного, музыкального и литературного ; доступности отобранного материала для восприятия учащимися, с учетом их возрастных особенностей.
Результат формирование у детей гуманного отношения к окружающим, развитие опыта коллективной жизни, воспитание милосердия и сострадания, любви и терпеливого отношения к близким, участие и победы в конкурсах.
Внеклассная работа раздела Подготовка детей к музыкально - театральным постановкам, посвященным главным православным праздникам (« Рождество » и « Пасха »). Музыкально - театральное выступления ребят проводятся в форме отчетного концерта класса перед родителями и гостями школы. Цель - совместное творчество детей с родителями.
Результат Родители готовят костюмы, сами участвуют в постановках. Совместный труд приносит всеобщую радость, сближает родителей и детей друг с другом, делает творческий процесс интересным и успешным.
Сотрудничество Музыкальная школа 2 им. В. Воробьёва Духовно - просветительский центр « Добромир »
Сотрудничество с клубом « Преображение »
Подведём итоги Передача современным школьникам знаний в области духовной культурной традиции - это средство нравственного и эстетического развития личности, которое приносит радость, создаёт условия для реализации творческих способностей.