Достовалова Татьяна Леонидовна учитель начальных классов ГКОУ « Курганская областная СОШ дистанционного обучения детей-инвалидов».
ЗДОРОВЬЕ ФИЗИЧЕСКОЕПСИХИЧЕСКОЕСОЦИАЛЬНОЕ
ПСИХИЧЕСКОЕ Психологическое Нервно-психическое СОЦИАЛЬНОЕ умение ребёнка находиться в коллективе, усваивать программу образования ФИЗИЧЕСКОЕ Отсутствие болезней, физических дефектов, гармоничное физическое развитие
ТЕХНОЛОГИЯ это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. «это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» В.М.Монахов ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ –
совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирования ценностного отношения к своему здоровью
приемы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организационно- методический инструментарий педагогического процесса, следствием которых является формирование здорового образа жизни и осознанно правильного отношения к природе.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Цель – всестороннее развитие ребенка с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей Сохранение и укрепление здоровья. Цель – всестороннее развитие ребенка с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей Сохранение и укрепление здоровья. преемственность Общая подготовка: физическая личностная интеллектуальная социальная Общая подготовка: физическая личностная интеллектуальная социальная освоение учебных навыков ; формирование учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения) освоение учебных навыков ; формирование учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения) ДОУ Начальная школа
ЭКОЛОГИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНА ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 10-15% 15-20% 10-15% 50-55% социальная
Организация и условия УВП Продолжительность уроков, перемен Утомляемость уроков Количество уроков в день Продолжительность учебной недели Воздушно-тепловой режим в классном помещении, Освещенность рабочего места Соответствие размера мебели росту ребенка Факторы, влияющие на работоспособность ребенка Психические самочувствие, настроение, воздействие, мотивация, эмоции, заинтересованность Физиологические Возраст, пол, состояние здоровья
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДДЕРЖАНИЮ ИХ ТРУДОСПОСОБНОСТИ
Чрезвычайно важна смена динамических поз учащихся на уроке, когда дети работают в режиме «сидя- стоя». На уроке следует строго соблюдать режим зрения. Для этого используют крупные шрифты, чёткая запись на доске, сигнальные мелки, индивидуальные раздаточные материалы.
Эффективность сказкотерапии в коррекционной работе с детьми. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности. Сказка многогранна, как и сама жизнь, она несет в себе культуру, мировоззрение своего народа. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный период проблемы.
Театральная деятельность. Театр кукол может всё – он и учит, и лечит, и всесторонне развивает ребенка (творческое мышление, воображение, умение находить решения различных жизненных задач, понимать множественность первопричин и последствий поступков).
Музыкотерапия в специальной педагогике. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Классическая музыка вызывает приятные эмоции, повышает тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулирует дыхание, кровообращение. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно – психических заболеваний ( по данным психотерапевта Мамулова).
Повышает тонус организма, настроение: «Каприз 24» Николо Паганини в современной обработке. Приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения: спокойная музыка датского композитора и музыканта Франсиса Гойи. Возбуждающим действием обладают: музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского (благодаря нарастающему ритму). Уравновешиванию нервной системы способствуют: фонограмма леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунная соната» Бетховена.
Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.
Хромотерапия- наука, изучающая свойства цвета. Зрение – самый важный из всех видов чувств у человека. Глаз Восприятие зрительных образов Восприятие световой энергии Восприятие цветовых эффектов
Исследования крупнейшего русского невропатолога В.М.Бехтерева показали, что: Красный цвет - производит тонизирующее действие. Розовый цвет – тонизирует при подавленном состоянии. Жёлтый – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.
Известно, что… Синий цвет успокаивает, расслабляет, снимает спазмы, понижает аппетит. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение, оказывает плодотворное действие на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении. Жёлтый, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.
Познавательный интерес у детей с ОВЗ снижен. Поэтому важно использование наглядности в учебном процессе. Мобилизация психической активности учащихся Введение новизны в учебный процесс Повышение интереса к уроку Увеличение возможности непроизвольного запоминания материала. Расширение объема усваиваемого материала
Не рекомендуется одновременно использовать более 2-х видов наглядного материала, поскольку произвольное внимание младших школьников ещё недостаточно сформировано, а при отставании в развитии, к тому же, нарушены объём, устойчивость, концентрация, распределяемость внимания.
Использование психогимнастики на уроках.
Использование специальной литературы позволяет разнообразить работу по здоровьесбережению учащихся,
формировать у ребенка чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков у учащихся по гигиенической культуре.
система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. это
Из приложения к письму Минобразования России от 26 августа 2002 г /13 за подписью Заместителя Министра Е.Е.Чепурных: Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются: рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно- массовую работу; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения. организация рационального питания учащихся; рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;