Методическая разработка темы по окружающему миру « Мы и наше здоровье» 3 класс Выполнила: учитель начальных классов Ханина Александра Михайловна год.
Пояснительная записка Актуальность изучения темы Принцип отбора содержания Цели и задачи темы Ожидаемые результаты Образовательные технологии Психолого-педагогические объяснения специфики и усвоения учебного материала Психолого-педагогические объяснения специфики и усвоения учебного материала Поурочное планирование по теме Проект урока Литература
Согласно базисному учебному плану изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе предусматривается в объеме 68 часов. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Важнейшая задача курса - воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающему миру, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. Содержание курса охватывает круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. В результате изучения темы «Мы и наше здоровье » дети получают научные знания и представления о строении тела человека, о работе органов тела, о его здоровье и здоровом образе жизни. В этом разделе программы заложен компонент, обеспечивающий формирование навыков самопознания, саморегуляции.
В результате практической и исследовательской деятельности дети находят ответы на вопросы: из каких частей состоит тело человека, каково его внутреннее строение, что такое витамины, как надо правильно дышать, от чего мы можем заболеть и т.д. Вместе с тем у детей развиваются творческие способности, умения работать с дополнительной литературой, находить нужную информацию. Развиваются способности объективно оценивать свои знания, умения при различных видах работы (в парах, группах, оценивать самого себя). Развивается речь, мышление, умение применять полученные знания в новой жизненной ситуации; творческий интерес к предмету, значимости для своего здоровья. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. Используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. В курсе 3 класса выделяется несколько содержательных линий. Одна из них включает вопросы, связанные со здоровьем и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие « здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая – « Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.
В последнее время участились случаи аддиктивного ( саморазрушающего) и девиантного ( отклоняющегося) поведения в школьной и семейной среде. Поэтому для методической разработки я выбрала раздел «Мы и наше здоровье», т. к. считаю, что дети с младшего школьного возраста должны усвоить: « Здоровье- главная составляющая качества жизни». Тема по самообразованию «Формирование здорового образа жизни младших школьников». Данная методическая разработка по курсу «Окружающий мир» посвящается теме «Мы и наше здоровье». В ней раскрываются очень важные вопросы о строении тела человека, о работе всего организма, его здоровье и здоровом образе жизни, правила, помогающие сохранить здоровье на долгие годы. Она может быть полезна учителям начальных классов для подготовки к урокам окружающего мира и во внеклассной работе.
Актуальность изучения темы продиктована необходимостью решения проблемы по снижению показателей здоровья. Решать эту проблему нужно через применение здоровье сберегающих технологий на уроках, просвещение детей и их родителей. Содержание данной темы направлено на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие « Здоровый образ жизни».
Отбор материала в разделе соответствует возрастным особенностям третьеклассников; Актуален; Большое внимание уделено вопросам сохранения здоровья; Материал небольшой по объему и изложен в доступной форме; Развивает любознательность, мышление, интерес, творческий подход к изучению нового материала; Воспитывает в детях стремление вести здоровый образ жизни.
Цель: Формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с общим строением организма человека, органами чувств, функциями кожи и ее значением для организма человека, с опорно- двигательной, пищеварительной системой организма, органами кровообращения, дыхания, выделения; с системой закаливания организма. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, речь, память, мышление, внимание. Воспитательные: воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни.
В результате изучения темы « Мы и наше здоровье» учащиеся должны знать: Строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; Правила гигиены; Основы здорового образа жизни. должны уметь: Выполнять правила личной гигиены и безопасности; Оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Наименование технологийУровни использования 1. Развивающее обучениеПрограммно- методическое обеспечение, цифровые образовательные ресурсы, ИТК 2. Исследовательское обучениеЭлементы уроков ( практические работы, опыты, наблюдения явлений природы) 3. Проблемное обучениеОтдельные уроки окружающего мира, экскурсии. 4.Использование игровых моментов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Игра- путешествие « Я здоровье берегу, сам себе я помогу» 5. Здоровье сберегающие технологии Элементы отдельных уроков. 6. Личностно- ориентированное обучение На каждом уроке.
Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений, меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда наблюдается дисгармония в физическом развитии. Оно опережает нервно - психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. Для этого решающим компонентом является мотивация учебной деятельности. Учебная деятельность должна строится с учетом возрастных особенностей детей и обеспечить их необходимой суммой знаний для последующего развития.
Главными мотивами учебной деятельности являются: -познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний); -социальные (ответственность, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение); -узколичные (получить хорошую отметку, заслужить похвалу) Речь младшего школьника недостаточно развита, т.к. беден еще словарный запас. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Вместе с тем на уроках осуществляется переход на словесно-логическое. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивания учебного материала. Активно формируется произвольное внимание. Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Это достигается путем выполнения заданий вида «найди лишнее», «что общего», «сравни».
Восприятие также характеризуется непроизвольностью и отличается слабой диффиренцированностью (путают предметы, их свойства). Воображение в своем развитии проходит в две стадии: на первой -воссоздающее (репродуктивное), на второй - продуктивное. С возрастом первое место занимает слово, дающее простор фантазии. Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области - в занятии музыкой, спортом. Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.
Организм человека. Как мы воспринимаем окружающий мир. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества. Это зависит от тебя. Здоровый образ жизни.
Урок окружающего мира. Тема урока: « Организм человека». Раздел программы: « Мы и наше здоровье». Программа: « Школа России» Концепция и программы для начальных классов. Научный руководитель А.А.Плешаков, М., Просвещение, 2008 год. Технология проблемно- поискового урока. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: Знакомство учащихся с общим строением организма человека. Задачи: Обучающая: учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; учить работать самостоятельно. Развивающая: развивать логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности детей, познавательный интерес к изучению предмета; Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Средства обучения: Учебник « Мир вокруг нас» для 3 класса начальной школы в двух частях. Часть 1, А.А.Плешаков, М., «Просвещение», 2010 год. Тетрадь по окружающему миру для 3 класса начальной школы в двух частях. Часть 1, А.А.Плешаков, М., «Просвещение», 2010 год. Формы организации: фронтальная, индивидуальная, коллективная. Методы и приемы обучения: словесные: объяснение, работа с книгой; наглядные: применение технических средств, таблиц; практические: выполнение упражнений в тетради; игра. Оборудование: компьютерная презентация, таблица « Организм человека», смайлики для самооценки.
Плешаков А.А., Учебник « Окружающий мир» для 3 класса начальной школы в двух частях. Часть 1, М., «Просвещение», 2009 год. Плешаков А.А., « Школа России» Концепция и программы для начальных классов, М., Просвещение, 2008 год. Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир» к учебному комплекту А.А.Плешакова, М., « Экзамен», 2007 Абрамова Г.С.. Возрастная психология. - «Академический Проект», Цифровые образовательные ресурсы.