Ф ОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Круглый стол РМО учителей истории и обществознания г МБОУ СОШ 5
XXI век - век рефлексивных форм знания. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко поли предметником, мета предметником. Наступило время движения от предметной специализации к интеграции учебных предметов
Как осуществить переход от предметного содержания к мета предметному?
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД «Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета». (Ю.В. Громыко) Метапредметы: «Знак» (способность схематизации), «Проблема», «Смысл», «Ситуация»
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД Предметный уровень Освоение обучающимся предметного содержание Освоение обучающимся обобщенного способа работы Метапредметный уровень
Ч ТО ЗНАЧИТ УМЕТЬ УЧИТЬСЯ ? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
У НИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОНИ : носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
В ИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Л ИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ УУД САМОПОЗНАНИЕ И САМО- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛООБРАЗО- ВАНИЕ И СМЫСЛО- ПОРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Р ЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Регуля- тивные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая саморегуляция Коррекция Оценка
П ОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Познавательные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные действия Взаимодействие КооперацияИнтериоризации
В ОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАЛОЖЕНЫ В РЯДЕ МЕТОДИК, ПОДХОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ : развивающее обучение Эльконина-Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смыслового моделирования; школа М.Щетинина развития критического мышления; ТРИЗ (АРИЗ);
Ф ОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Посмотри на меня Результат, который бы я хотел/ а получить в будущем Было легко … Мне помогло … Было трудно Почему? РЕФЛЕКСИЯ