Доклад подготовлен преподавателем музыки МБОУ СОШ 3 им. Героя Советского Союза В.А Борисова Каручком Андреем Севостьяновичем г. Лобня 2012 г.
«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…» Василий Сухомлинский
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности Национальный воспитательный идеал Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Духовно-нравственное развитие и воспитание Базовые национальные ценности Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания
Термин «духовно-нравственное воспитание» «духовное» – это активный элемент всего сознания, внутренняя и субъективная сущность индивида; место, откуда исходят волевые решения, где находится источник внимания и усилия (Психологический словарь). «нравственность»– это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. (Словарь Ожегова).
Здесь нам и приходит на помощь МУЗЫКА! Ведь музыка - это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. Задача педагога сформировать эти качества, развить их, чтобы в будущем наш с вами, пока еще маленький, хрупкий человечек смог не только адаптироваться в обществе, но и влиять на него, сделать его лучше, совершеннее. Духовное и нравственное
Авторская программа по музыке Авторы: Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Цель программы - постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства
Программа основана и на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Основные разделы: 1.« Россия - Родина моя» - помогает познать, услышать удивительную красоту народной музыки. 2. «О России петь - что стремиться в храм» - дает понятие о православии, храмовых песнопениях, духовном содержании. 3. «Музыка и изобразительное искусство» - рассматривает взаимодействие музыки и изобразительного искусства (живописи, скульптуры). 4. «Музыка и литература» - рассматривает взаимодействие музыки и литературы в различных жанрах вокальной музыки. Авторская программа по музыке Авторы: Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Музыка тесно переплетается с различными видами искусства. На уроках дети получают не только широкий эстетический, но и эмоциональный импульс.
ВЫВОД: Музыка и пение могучее средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры.
Спасибо за внимание!