Учебно-исследовательская конференция «Галилео» Февраль 2013 г. Познавательные процессы в становлении личности обучающегося
Актуальность исследования: Знаниевая ориентация должна смениться компетентностно- ориентированным образованием. Проблема: Одним из приоритетов образования должно стать достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся.
Компетенция Компетенция способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт ; способность эффективно действовать за пределами ситуаций, тем, изучаемых в учебном процессе;
Гипотеза: Развитие познавательной сферы личности влияет на достижения и успехи в учёбе Цель исследования: Определение внутренних и внешних ресурсов для достижения успеха в учёбе
Задачи: 1. изучить познавательные процессы: внимание, память, мышление; 2. Оценить познавательные процессы; 3. Определить способы развития познавательных процессов
Объектом исследования является ученик – субъект познания Объектом исследования является ученик – субъект познания
Предмет исследования составляют познавательные процессы и их роль в становлении личности. Методы: наблюдение, эксперимент, фиксация результатов наблюдений, использование информационных технологий, анализ и систематизация. Методы: наблюдение, эксперимент, фиксация результатов наблюдений, использование информационных технологий, анализ и систематизация.
ощущения память мышление Восприятие Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств
Различают три модальности восприятия, а людей называют визуалами, аудиалами, кинестетами. Различают три модальности восприятия, а людей называют визуалами, аудиалами, кинестетами. Визуал: легко разбирается в картах, таблицах; предпочитает читать сам; записи аккуратные; говорит понятно; внешний вид опрятный. Аудиал: легко воспринимает информацию на слух; может повторить услышанное слово в слово. Кинестет: запоминает то, что было сделано, а не то, что было сказано или увидено; читать предпочитает вслух; говорит медленно с паузами.
« Память – страж всему и сокровищница всего» (Цицерон)
Кратковременная Долговременная Оперативная Кратковременная Долговременная Оперативная Качества: Объём, Быстрота, Точность, длительность Качества: Объём, Быстрота, Точность, длительность Двигательная Эмоциональная Образная Словесно- логическая Двигательная Эмоциональная Образная Словесно- логическая Процессы: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение забывание Процессы: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение забывание память
Эффективность обучения определяется количеством запоминания учебного материала.
Внимание «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира.» (К.Д. Ушинский) (К.Д. Ушинский)
Результаты практических исследований: 1. Ведущая модальность восприятия информации – визуал. 2. Объём кратковременной памяти - отличный, умеет сосредотачиваться, обладает достаточной волей и хороший. 3. Объём памяти при логическом запоминании выше чем при механическом. 4 Объём внимания - высокий и средний показатель 5. Логическое мышление в норме для подростка.
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Визуал АудиалКинестетик Применение педагогом слов, описывающих цвет, размер, форму, место расположения. Выделение цветом различных пунктов или аспектов содержания. Выполнение письменных упражнений, составление опорных конспектов, использование письменных инструкций и заданий. Применение схем, таблиц, видео, книг, наглядных пособий Использование вариаций голоса, сигнальных слов (говорить, слушать, другими словами, звук, тон, беседа и т.д.), отражение телом ритма метронома (головой, руками). Рекомендуются дискуссии, магнитофонные записи, рассказы, устные задачи, упражнения, просмотр видеофильмов Использование жестов, прикосновения, сигнальных слов (ощущаю, управляю, действую и др.). Предоставление возможности играть роль различных частей вашей информации. Передача информации в игре, при выполнении практического эксперимента. Смена видов деятельности.
Смысловые опоры Метод привязок Сравнение Приёмы успешности запоминания:
Как сохранить то, что запомнено? I.Дать себе установку: «Я должен запомнить это надолго» II. Запоминание нужно сделать интересным III. Для запоминания использовать: ключевые слова., схемы, рисунки, таблицы IV. Выбор способа запоминания 1. Читать до тех пор, пока не возникнет уверенность – выучил 2. Прочитать один-два раза и воспроизвести
Первый раз – через 20 мин. после прочтения Второй – через 24 часа Третий – через неделю Если организовать периодическое повторение материала, то объём сохраняемой информации будет достаточно большим и надолго. «Повторение – мать учения»
Если хотите быть внимательными на уроке: сядьте прямо, соберитесь, настройтесь слушать, сосредоточьтесь на предмете размышлений.
Лучший способ развить внимание – научить себя быть внимательным к людям. Не разговаривать рассеянно, ни к кому не относиться пренебрежительно, никогда не «спать» в момент общения, а полностью сосредоточиться на том с кем разговариваем.
Действенность знаний проявляется в умении учащихся применять свои знания в процессе решения учебных и практических задач, а также задач жизненного характера.
Успешность обученности 8 «Г» 14 человек повысили среднюю оценку Обученность - на 0,4 % Качество – на 11 % На 0,7 – личный результат На 0,15 возросла средняя отметка в классе.
Изучение человека и самоизучение принципиально незавершимы, поэтому самое важное в достижении успеха – работать над собой