МОУ Клюквинская СОШ» Русский язык 10 класс Выразительные словообразовательные средства Учитель Омельчук Е.И.
Цель урока: Знакомство с выразительными средствами словообразования.
Осложненное списывание. А) Я пр.обрел книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта- классика. Почему вы говорите так пр.небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая и формат (не)большой ответил мой с.беседник. Б)Так я выяснил, что мой с.беседник путает слова «книжечка» и «книжон- ка», не замечает разницы в их значении.
Значение морфем Собеседник Со- - вместе(сокурсник, сотрудник, сочувствие, соучастие…); -ник - лицо (проводник, отличник, сокурсник…).
Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значения слова; выражают авторскую позицию; выражают идейный смысл произведения.
Суффиксы субъективной оценки Уменьшительно-ласкательные: -ец-, -ик-, -ишк-, -к-, -ушк-, -чик-, -еньн-. Увеличительно-неодобрительные: -ищ-, -онк Приставка вос- вносит элемент торжественности.
Выпишите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и не сидели бы мы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
Ответы: Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких. Создается психологический портрет героя. Ласковые слова придают слащавость, елейность, которыми он прикрывает свое лицемерие и ханжество.
Выпишите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детскими пухлыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек. - С какой целью автор использует их в произведении?
Ответы: В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек. Используя слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.