Презентацию подготовила учитель начальных классов Кармалькова Галина Алексеевна.
Углубить и обобщить знания учащихся по грамматике на необычном дидактическом материале; показать наличие в синтаксических единицах, как формы, так и значения слова. Развивать аналитико-синтетическое мышление, наблюдательность, связную речь, творчество, углублять словарный запас и орфоэпические знания. Воспитывать добрые качества, создавать атмосферу радости совместного труда, прививать привычку к здоровому образу жизни. Цели:
Прочитайте слова по транскрипции: [м'ач'] [й'агада] [м'ахк'ий'] [й'асл'и] -Какая общая буква пишется в этих словах? Напишите её.
Язык пламени поднимался высоко над костром. Мы разговариваем на разных языках. Мне нравится изучать русский язык. Язык Яя Прикуси свой язык.
Объясните фразеологизмы : Когда так говорят? Язык без костей человек болтливый Язык проглотил молчит Кто меня за язык тянул сказать ненужное слово Язык до Киева доведет узнать нужную информацию
1. Дайте характеристику предложения по цели, по интонации, по наличию второстепенных членов предложения. 2. Найдите главные члены предложения и подчеркните их. Определите, какими частями речи выражены главные члены предложения. 3. Дайте письменно характеристику подлежащего и двух сказуемых как частей речи. Выделите в них окончания, а в одном из сказуемых – ещё и примету прошедшего времени.
4. К какой части речи отнесёте первое слово? Поставьте над его словом-командиром и дайте ему характеристику как части речи. 5. Выпишите словосочетания с второстепенными членами предложения, ставя вопросы от слова-командира к слову подчинённому. 6. Найдите одно самостоятельное слово, которое вы пока не можете отнести ни к одной известной части речи. Поставьте над ним вопрос. 7.Определите, есть ли в предложении служебные части речи? Какой они части речи?
Ты знаешь, что у слов есть значение, которое содержится в основе слова, и значение, которое передаётся окончанием. Первое ученые называют лексическим, а второе – грамматическим. Научная справка
значение слова лексическое грамматическое Научная справка
Бокр – бокрёнок Кот – котёнок Слон - слонёнок
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. ( повесть., невоскл., распр. ) сущ. гл.
Проверь себя Куздра – кто?, предмет, им. сущ. Н.ф. – кто? – куздра. Пост. признаки – ж.р. Употр. – в ед.ч., Им.п.
1. Будланула – что сделала?, действ., гл. 2.Н.ф. – что сделать? – будлануть. 3.Пост. признаки Употр. – прош.в., в ед.ч., в ж.р.
1. Кудрячит – что делает?, действ., гл. 2.Н.ф. – что делать? – кудрячить. 3.Пост. признаки В наст.вр., в ед.ч., в 3-ем л.
Проверь себя 1. Глокая – куздра - какая?, признак пр., им.прил. 2. Нач. ф. – какой? –глокий. 3. Пост. пр. – нет. 4. Употр. в ед.ч., ж.р., Им. п.
У. стр. 35 упр. 546
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Рыжая лиса быстро схватила петуха и зовёт цыплёнка. Добрая служительница приветливо встретила слона и замечает слонёнка.
Какое значение слова хранится в основе слова? Лексическое. Как называют значение, которое передается окончанием? Грамматическое. Что изменяется в слове с изменением ее формы? Окончание. В какой части слова хранится ее смысл? В корне. Как называется часть слова, стоящая после корня? перед корнем? Суффикс, приставка. Что составляет основу предложения? Подлежащее и сказуемое. Как можно назвать загадочное предложение о куздре иначе? Схема. Рефлексия
Упр.547. Придумать и записать по 2 предложения по таким схемам: 1. Им.прил. им.сущ. гл. … 2. Когда? где? кто? что сделал? … Задание на дом