Николай Михайлович Карамзин. Страницы жизни и творчества.
«Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. Своею критикой он принадлежит истории, Своею критикой он принадлежит истории, простодушием и апофегмами хронике.» простодушием и апофегмами хронике.» А.С. Пушкин.
Родился 1 декабря (12 н.с.) 1766 г. в селе Михайловка Симбирской губернии. Вырос в усадьбе отца отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина ( ) среднепоместного Симбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза Знаменская церковь села Карамзинка
В 14 лет Карамзин был привезен в Москву и отдан в частный пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, в котором учился с 1775 по Получил домашнее образование.
Первое здание Московского Университета на Красной площади (слева). Одновременно посещал лекции в университете.
Окончив его в 1783, приехал в Преображенск ий полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым. с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым.
Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога". Автограф стихотворения Н.М. Карамзина «Счастье истинно хранится» (1787 г.).
Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами.
В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию. В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.
Осенью Карамзин возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника». Осенью Карамзин возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника».
Также в "Московском журнале «были опубликованы повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. Также в "Московском журнале «были опубликованы повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Флор Силин", очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. Иллюстрация к «Бедной Лизе» 1796 г Н Соколова.
К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Успех "Московского журнала" был грандиозный целых 300 подписчиков. только пишущая, читающая Россия! По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая Россия! Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление сентиментализм. По тем временам очень большая цифра. Вот как мала еще не только пишущая, читающая Россия! Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление сентиментализм.
В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи "Аглая" и "Аониды". Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи "Аглая" и "Аониды". Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию.
Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра- Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.
Н. М. Карамзин является «отцом» буквы «Ё». В 1796 году, в первой книжке издаваемого Карамзиным стихотворного альманаха «Аониды», выходившего из той же университетской типографии, с буквой «ё» были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ» «Аониды», выходившего из той же университетской типографии, с буквой «ё» были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ»
К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина. Карамзин для своего времени писатель номер один. Карамзин для своего времени писатель номер один.
В 1802 умерла первая жена Карамзина - Елизавета Ивановна Протасова. В 1802 он основал первый в России частный литературно-политический журнал "Вестник Европы", для редакции которого выписывал 12 лучших иностранных журналов. Екатерина Андреевна Колыванова.
К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Г.Р. Державина, Хераскова, Дмитриева, В.Л. Пушкина, братьев А.И. и Н.И. Тургеневых, А.Ф. Воейкова, В.А. Жуковского. Г. Р. Державин Херасков М. М И.И. Дмитриева Василий Львович Пушкин Василий Жуковский
В «Вестнике Европы» преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально- самобытной. В «Вестнике Европы» преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально- самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории.
Несмотря на многочисленный состав авторов, Карамзину приходится много работать самостоятельно и, чтобы его имя не так часто мелькало перед глазами читателей, он изобретает массу псевдонимов. В это же время он становится популяризатором Бенджамина Франклина в России. "Вестник Европы" просуществовал до Несмотря на многочисленный состав авторов, Карамзину приходится много работать самостоятельно и, чтобы его имя не так часто мелькало перед глазами читателей, он изобретает массу псевдонимов. В это же время он становится популяризатором Бенджамина Франклина в России. "Вестник Европы" просуществовал до 1803.
31 октября 1803, при посредстве товарища министра народного просвещения М.Н. Муравьева, указом императора Александра I Николай Михайлович Карамзин был назначен официальным историографом с жалованием в 2000 рублей для написания полной истории России.
В 1804 Карамзин женился на побочной дочери князя А.И. Вяземского Екатерине Андреевне Колывановой С этого момента он поселился в московском доме князей Вяземских, в котором жил до 1810.
С этого момента он поселился в московском доме князей Вяземских, в котором жил до С этого момента он поселился в московском доме князей Вяземских, в котором жил до Дом в кривоколенном переулке, где жил Н.М. Карамзин
1804 он начал работу над "Историей Государства Российского", составление которой стало его главным занятием до конца жизни он начал работу над "Историей Государства Российского", составление которой стало его главным занятием до конца жизни.
Первые восемь томов "Истории Государства Российского" вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое.
Карамзин пишет брату: "История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам". Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения. Карамзин пишет брату: "История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам". Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения.
Зачитывались "Историей" все студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество.
Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.