Профориентационная программа в школе: цели, задачи, планирование МБОУ СОШ 3
Определение профориентации Профориентация - это научно-обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Профориентация реализуется через учебно- воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, родителями.
Параметры профессиональной зрелости личности человека (А.П.Чернявская) информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями; умение принимать решения; умение планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения.
Цель профориентационной программы в школе: 1. оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; 2. выработка у школьников сознательного, ценностного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями, интересами, склонностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной программы: получить непротиворечивые данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; выработать гибкую систему сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.
Принципы профориентационной программы в школе Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы: Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
Система профессиональной ориентации школьников: Профессиональное просвещение; Профессиограмма; Профессиональная диагностика; Профессиональная консультация; Профессиональный подбор.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе через образовательную программу с учётом ФГОСТ; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа Я); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 8-9 классы: формирование «самости»: самоутверждение, самоактуализация, самоанализ и т. д.; уточнение образовательного запроса в ходе переговорных площадок, факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям;
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности; осуществление профессиональных «проб» и практик; поиск своего профессионального и личностного предназначения.
Профориентационная работа педагога- психолога в школе: изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
Примерные темы для работы педагогам по вопросам профориентации: Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии. Система образования в России; Система профориентащюнной работы в городе, в школе; Методика профориентационной работы по возрастным группам; Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками; Методические основы профориентации во внеклассной работе; Работа с учащимися по интересам; Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации; Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии; Профориентация в процессе изучения основ наук.
Работа с родителями: Организовать для родителей лекторий по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении". Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов. Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования. Организовать встречи уч-ся с их родителями - представителями различных профессий. Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и учебные заведения. Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе. Медицинские аспекты при выборе профессии. Активное участие в переговорных площадках.
Профориентационная работа с учащимися: Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города. Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления проф направленности. Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации. Проведение классных часов по изучению профессиограмм учащихся. Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся. Классный час: Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурс рисунков Моя будущая профессия. «Мама, папа на работе- фестиваль профессий. Участие в НП конференции по технологии. Организация и проведение с учащихся выставок «В мире профессий».
Профориентационная работа с учащимися: Организация и проведение с учащимися викторин, бесед. Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) Сто дорог – одна твоя, Легко ли быть молодым, К чему люди стремятся в жизни Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. Организация экскурсий и встреч со специалистами «Центра занятости». Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д Расширение знаний учащихся учителями- предметниками. Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда. Создание портфолио учащегося. Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них уч-ся. Участие в конкурсах декоративно- прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.