Компьютерная поддержка обучения русскому языку в начальной школе Кувакина Елена Валентиновна 2009 год
КУВАКИНА Елена Валентиновна методист Центра информационных технологий, ГОУ «Институт развития образования», г. Ярославль
ТСО как отдельное исследовательское направление в дидактике и методике ТСО / КСО
КСО как компьютерный аппаратно-программный комплекс Рамки содержания понятия КСО применительно к программному обеспечению могут быть подвижны.
КСО (без заданного учебного содержания) Редакторы Инструментальные среды
КСО (с заданным учебным содержанием) Информационно- образовательный ресурс (информатические материалы, электронные справочники, словари, тематические сайты) Обучающая программа Пакет обучающих программ Программно- методическая обучающая система По объему и характеру подачи материала, степени методического обеспечения, техническим характеристикам
Почему так происходит? Эффективность применения КСО на учебных занятиях по русскому языку низка…
Расширение практики использования КСО не подкрепляется ее достаточным теоретико-методическим осмыслением на уровне методики обучения русскому языку. Отсутствие рекомендаций по использованию компьютерных технологий и КСО
эффективность использования КСО в начальном обучении русскому языку повысится, если с учетом специфики учебного предмета это использование примет характер компьютерной поддержки. Мы предположили, что
Использование КСО означает компьютерную поддержку обучения языку с целью развития 4-х видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма. Лингводидактический аспект исследования
Начальный курс: графики, орфографии, фонетики, лексики, грамматики (словообразования, морфологии, синтаксиса), теории речи говорение слушание чтение письмо Компьютерная поддержка начального обучения русскому языку отражает особенности, меру использования КСО с учетом специфики предмета и возраста обучаемых.
Письмо как сложный психофизиологический процесс Задействование моторной памяти руки Речевые кинестезии Орфографическая зоркость шка? Например:
В чем разница? КТО и ТКО
Дидактико- методический комплекс компьютерной поддержки Формы организация обучения Условия обучения Методы обучения Принципы обучения
Принципы обучения с использованием КСО Дидактические Наглядности, меры… Частнодидактические (методические) неразрывной связи устной и письменной речи, коммуникативный … Частнометодические спирально-концентрический принцип сочетаемости курса раннего обучения информатике и начального курса русского языка, принцип сохранения в дидактической компьютерной среде образцовой литературной речи…
Метод обучения компьютерная поддержка метод рассказа учителя методическая презентация, игровой метод дидактическая компьютерная игра, конструктивный метод метод проектов на основе ИКТ, и др.
Метод проектов в обучении языку ИКТ как инструмент для поиска и обмена информацией; ИКТ как инструмент для оформления и предъявления результатов; ИКТ как средство коммуникации.
Информатические материалы как продукты творческой деятельности младших школьников…
Уровни осуществления компьютерной поддержки (по степени интегрированности КСО в учебный процесс) I уровень II уровень III уровень вспомогательный проникающий основной
Конструирование урока Технологическая карта
Фрагмент поурочно-тематического планирования (проникающий уровень КП)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою. (К. Прутков)