Проверка домашнего задания Задание. Задание. Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют взаимоотношения: дружат – Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша. Глядя на полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что секрет станет известен кому-то другому? Даша Гриша Маша Саша
Решение предыдущей задачи с помощью таблицы Саша МашаДаша Гриша Саша 0111 Маша 1001 Даша 1000 Гриша 1100
ОБСУЖДАЕМ Какой из вышерассмотренных способ представления информации вам кажется более наглядным? Какой более удобен для компьютерной обработки. Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? Приведите пример. Любое словесное описание можно заменить табличной информационной моделью? Приведите пример. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались на уроках, в школе. Приведите примеры табличных информационных моделей, с которыми вы сталкивались в повседневной жизни.
ВЫВОД Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в виде таблицы информация наглядна, компактна и легко обозрима. Для компьютерной обработки табличная форма наиболее удобна, так как многие виды компьютерных технологий работают с таблицами (базы данных, табличные процессоры).
Правила составления таблиц Структура таблицы Таблица состоит из следующих частей: заголовка, боковика и прографки. Кроме того, над таблицей могут располагаться табличный номер и заголовок (которые могут и отсутствовать). Таблица состоит из следующих частей: заголовка, боковика и прографки. Кроме того, над таблицей могут располагаться табличный номер и заголовок (которые могут и отсутствовать).
Табличный номер Табличный номер Заголовок Графы ПРОГРАФКА Строки ГОЛОВКА ТАБЛИЦЫ БОКОВИКБОКОВИКБОКОВИКБОКОВИК Заголовки 1-го яруса Заголовки 2-го яруса Заголовки 1-ой ступени Заголовки 2-ой ступени
Тип Год выпуска Частота; МГц Адресуемая память – 10 1 Мб – 12,5 16 Мб – 33 4 Гб 4 Гб – 50 4 Гб 4 Гб Pentium – Гб Pentium II – Гб Pentium III – Гб Pentium IV – Гб Таблица 15 процессоры. Задание 1. Найдите ошибку в оформлении таблицы.
ТИПЫ ТАБЛИЦ 1.« Объекты – свойства» – это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу. 2. «Объекты – объекты» 2.1«Объекты – объекты – один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. 2.2 «Объекты – объекты – несколько» - это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам. 3. «Объекты – свойства – объекты» - это таблица, содержащая информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, а также об одиночных свойствах объектов одного из классов. 4. Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из это же таблицы. Вычислительная таблица может содержать итоговую строку. Итоговая строка имеет заголовок «Итого» или «Всего». В ячейках итоговой строки размещают суммы чисел из соответствующих строк. Важно, чтобы эти суммы чисел имели смысл.
Схема таблиц «Объекты – свойства» Пример. Название класса объектов Названия свойств Названия объектов Значения свойств Имя Годы жизни Страна Рост, см Джон Уильям Роган 1871 – 1905 США264 Джон Ф. Кэррол 1932 – 1969 США263,5 Вайно Миллирине Финляндия 251,4 1. «Объекты – свойства» – это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу. Самые высокие люди
2. 1. «Объекты – объекты – один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. Схема таблиц типа «Объекты – объекты - один» Название класса первых объектов Название класса вторых объектов Название вторых объектов Название первых объектов Значения свойства пары объектов Пример. «Объекты – объекты – один» Успеваемость ПредметУспеваемость По четвертям За год I I I I I I I V Русский язык Литература Алгебра Геометрия Химия Физика 54444
2.2. «Объекты – объекты – несколько» - это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам. Схема таблиц типа «Объекты – объекты – несколько» Значения свойств пары объектов Значения свойств пары объектов Названия объектов … Названия свойств пары объектов … Название 2-го объекта из 3-й пары Название 2-го объекта из 2-й пары Название 2-го объекта из 1-й пары Название класса вторых объектов пары Название класса объектов, для которых есть индивидуальные свойства Пример. Расписание движения поездов Станция Поезд Прибы тие Стоян ка Отправ ление Прибы тие стоянка Отправ ление Прибы тие Стоянк а Отправление Киров
3. «Объекты – свойства – объекты» - это таблица, содержащая информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, а также об одиночных свойствах объектов одного из классов. Название класса объектов, для которых есть индивидуальные свойства Названия индивидуальных свойств Название класса объектов, для которых есть только парные свойства Названия объекта из 1-й пары Названия объекта из 2-й пары Названия объекта из 3-й пары … Названия свойств пары объектов … Названия объектов Значения свойств Пары объектов: ученик – предмет, педагог – предмет, предмет – количество уроков.Предмет Учитель Количество уроков учебном году Ученик Иванов Петя Петров Ваня I полугодие II полугодие год I полугодие II полугодие год Русский язык Кошкина А. Б. 136 Математик а Кузнецов В. Г. 136 Природове дение Сидорова Д. Е. 68
Задание 2. Выписать номера таблиц соответствующих типу: А) «Объекты – свойства»; Б) «Объекты – объекты»; Г) «Объекты – свойства – объекты»
Дата Осадки Температура (градусы С) Давление (мм. рт. ст.) дождь туман без осадков 13, Ученик Кружки В мире функций Занимательная физика Юный патриот Все об истории Иванов Петр 1000 Сидоров Илья 0101 Волков Иван 0010 Товар Цена, руб. Понедельник ВторникСреда Кол-во, кг. Стоимо сть, руб. Кол-во, кг. Стоимо сть, руб. Кол-во, кг. Стоимо сть, руб. Масло Сыр Таблица 1 Таблица 2 Таблица 3
Задание 3. Преобразование словесных моделей в табличные. Артем не может ехать в страны М и К. Николай хочет ехать только в страну М или Р. Геннадий не хочет ехать только в страну У. Сергей согласен ехать лишь в страны Р и Т, а Владимир может поехать в любую страну, кроме К, У и Т. Кто и куда поехал, если все их пожелания были выполнены и каждый был только в одной стране и без спутника (один)?
Артем НиколайГеннадий СергейВладимир К--+-- М-++-+ Р+++++ У+---- Т+-++- Варианты ответов: 1)Геннадий – К, Николай – Р, Владимир – М, Сергей – Т, Артем – У; 2)Геннадий – К, Николай – М, Владимир – Р, Сергей – Т, Артем – У.
Подведение итогов урока Для чего используются таблицы? Перечислите правила оформления таблиц. Перечислите типы таблиц и их характеристики. С чего нужно начинать построение таблиц при преобразовании словесных моделей в табличные?
Домашнее задание. 1. В информационных источниках (справочниках, энциклопедиях, с помощью сети ИНТЕРНЕТ) найдите информацию для заполнения данной таблицы п/п п/п Название Место расположение Площадь, км 2 1 Каспийское море 2Верхнее 3Виктория 4Гурон 5Мичиган 6 Аральское море 7Байкал 8Танганьика 9 Большое медвежье 10 Нуаза (Малави)
2. Творческое задание. Придумайте сами пример объектов, информацию о которых удобно приставить в виде таблицы. 3. Знать правила оформления таблиц, типы таблиц.
Дополнительное домашнее задание для учащихся с высоким уровнем реальных учебных возможностей 1. Продумайте структуру и создайте таблицу для решения следующей логической задачи Ваня, Петя, Саша и Коля носят фамилии, начинающиеся на буквы В, П, С и к. известно что: 1) Ваня и С – отличники; 2) Петя и В – троечники; 3) В ростом выше П; 4) Коля ростом ниже П; 5) У Саши и Пети одинаковый рост. На какую букву начинается фамилия каждого мальчика? 2. Зафиксируйте в таблице решение задачи. 3. Под таблицей запишите ответ к задаче.
Ответ: В.П.С.К. Ваня-+-- Петя---+ Саша+--- Коля--+-