Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 2 г. Сургут, 2011 Автор проекта: Калинина Т.А., учитель начальных классов
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег
Аннотация Данный проект рассматривает общие сведения об обычаях проводов зимы и встречи весны нашими предками. Раскрывает историю праздника Масленицы, традиции и обряды его проведения. Самостоятельные исследования учащихся и приобретенные познавательные, информационные, коммуникативные компетенции помогут ответить на проблемные и учебные вопросы. Проект может быть использован на уроках по предмету «Окружающий мир» при изучении раздела «Весенние изменения в жизни природы и человека». Участники проекта: учащиеся 3 класса
Учебные вопросы 1. Что такое Масленица? 2. Сколько дней празднуется? 3. Как называется каждый день масленой недели? 4. Что в каждом дне главное? 5. Что означал обряд сжигания чучела? Учебные предметы Окружающий мир, история, литературное чтение, информатика
Дидактические цели проекта: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству со сверстниками, учителем, родителями; формирование интереса к традициям народной культуры через непосредственное участие в общем действии.
ознакомление с историей праздника Масленицы, его традициями и обрядами; формирование умений самостоятельно вести поисковую работу, анализировать полученную информацию, планировать свои действия, оформлять результаты деятельности с помощью информационных технологий; развитие творческих способностей учащихся, креативного мышления, познавательной активности, самостоятельности; приобщение учащихся к духовным традициям своего народа, его культуре и истории. Методические задачи:
Проблемные вопросы исследований учащихся: 1. Как на Руси провожали зиму и встречали весну? 2. Почему Масленицу так назвали? 3. Каковы традиции и обряды праздника? 4. Почему мы до сих пор помним о празднике «Масленица» и отмечаем его?
Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный этап: а) мотивация, б) введение в проблему. 2. Практический этап: а) разработка идей, план действий, б) поиск и сбор информации, в) анализ собранного материала, г) представление результатов работы. 3. Заключительный этап: а) проведение праздника, б) подведение итогов, в) рефлексия.
Результаты реализации проекта. Учащиеся научились: самостоятельно вести поисковую работу, собирать и анализировать полученную информацию, планировать свои действия, оформлять результаты деятельности с помощью информационных технологий; работать в группах над решением единой проблемы; устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; делать выводы по результатам исследования; создавать презентации, буклеты и публикации; защищать проекты; выступать на сцене перед аудиторией, выразительно читать.
Источники информации: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ МОиН РФ. – М.: Просвещение, Развитие исследовательских умений младших школьников/ под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, Челнокова Т.А. Проект// Начальная школа