Литературное творчество со стороны эколога !!! Выполнила : Ибрашева Асель, 7 класс, МОУ СОШ 2
Цель и задачи работы Цель данной работы состоит в том, чтобы на примере устного народного творчества показать, что понимание бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет – глубокие исторические корни. Задачи : 1. Изучить сказки народов, проживающих на территории России ; 2. Выявить и проанализировать экологические аспекты в сказках ; 3. Интерпретировать народные знания с точки зрения современной науки ; 4. Показать нравственную позицию народов в отношении природы ; 5. Довести до учащихся результат наших исследований.
« Орёл » ( К. Д. Ушинский ) «… Летает высоко, видит далеко, на солнце не мигаючи смотрит. Нос у орла серпом, когти крючком ; крылья длинные ; грудь навыкат – молодецкая …» Выявляется строение тела
Л. Н. Толстой « Дуб и орешник » Старый дуб уронил жёлудь под дуб орешника. Орешник сказал дубу : « Разве мало простору под твоими сучьями ? Здесь мне самому тесно »… « Я живу 200 лет и дубок проживет столько же »… Орешник рассердился и сказал : « Так я могу заглушить твой дубок и он не проживет и 3- х дней ». Межвидовая конкуренция
« Теремок » русская народная сказка В теремке поселяются муха – горюха, комар – пискун, мышка – попрыгуха, лягушка квакушка, заюнок – кривоног, по горке скакок, лиса - при беседе краса, волк – волчище – из – за куста хватыш, медведь – всем пригнетешь, чьё появление в теремке приводит к его разрушению В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и поведения. Теремок можно рассматривать как экосистему. Все представители экосистемы взаимосвязаны друг с другом и при нарушении, какого – либо фактора могут быть серьёзные последствия. Можно рассматривать « Теремок » как Природу, а человечество выступает в роли « Медведя » вмешательство которого приводит к нарушению экологического равновесия
Ф. Сологуб стихотворение В весенний день мальчишка злой пронзил ножом кору березы и капли сока, точно слезы текли прозрачною струей. Можно рассматривать образ мальчишки как предостережение человеку, не вмешиваться в природные сообщества.
« Сестрица Аленушка и братец Иванушка » «… И захотелось Иванушке пить … Стоит коровье копытце полно водицы … Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца ! - Не пей, братец, телёночком станешь … Не пей братец, козлёночком станешь ! … Не послушался Иванушка … И стал козлёночком …» Быть может, сочинители этой сказки, пытались предостеречь людей не пить грязную воду, т. к. можно серьёзно заболеть. От животных человек может заразиться различными, в том числе и смертельно опасными инфекционными заболеваниями, одно из путей передачи инфекции через воду
В. Бианки « Страшный цветок » « Летал комарик над болотом, пить захотел. Сел на листочек, опустил нос в капельку, а она липкая... Вдруг реснички на цветке зашевелились и закрылись. И нет комарика ». Способ питания растения
В. Бианки « Лесная газета » « Самое большое гнездо у орла … Самое маленькое у желтоголового королька … Самый хитрый дом у крота … Самые удобные домики у личинок рученика » Описание жилища животного
Выводы 1. Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник разнообразной информации, в том числе о законах природы. 2. В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступках в отношении природы. 3. Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, так как несут большой нравственный потенциал.