Технология проблемного обучения как средство реализации ФГОС Учитель МОУ «Тургиновская СОШ» Румянцева Л.Е.
ФГОС: требования к результатам освоения основной образовательной программы Образовательные результаты Личностные МетапредметныеПредметные - ценностно- смысловые установки личностной позиции, - основы гражданской идентичности -универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) -опыт получения, преобразования и применения системы предметных знаний
Наша цель: Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей
Проблемное обучение – система научно обоснованных методов и средств, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению с целью интеллектуального и творческого развития учеников.
Проблемный метод обучения - совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно- познавательных задач содержащих противоречие.
Ведущие методы проблемно-развивающего обучения: - проблемное изложение (проблему ставит и решает учитель) Спорным, например, остается вопрос: « Откуда взялся на Руси образ двухглавого орла?» Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу.
Ведущие методы проблемно-развивающего обучения - поисковая беседа и проблемный диалог (ученики решают с помощью учителя поставленную учителем проблемную ситуацию); Формулируется проблемный вопрос: Более 200 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.?. Затем предлагается серия проблемно- поисковых вопросов. Формулируется проблемный вопрос: Более 200 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.?. Затем предлагается серия проблемно- поисковых вопросов.
Ведущие методы проблемно-развивающего обучения - эвристический (ученики сами решают проблему, поставленную учителем); В процессе работы над темой Глобальные проблемы современности учащимся можно предложить ситуацию: Каждая вещь (событие) может рассматриваться с разных сторон. Автомобиль это прогресс или регресс? В процессе работы над темой Глобальные проблемы современности учащимся можно предложить ситуацию: Каждая вещь (событие) может рассматриваться с разных сторон. Автомобиль это прогресс или регресс?
Ведущие методы проблемно-развивающего обучения исследовательский метод (ученик(и) самостоятельно ставят и решают проблему) исследовательский метод (ученик(и) самостоятельно ставят и решают проблему) Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В.Татищев «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов
Основные этапы (структура урока) по технологии проблемного обучения: Создание проблемной ситуации Выдвижение версий Поиск способов решения Решение проблемы
Проблемно-диалогический урок 1. Постановка проблемы: -«С одной стороны…, но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Как строить полный ответ на продуктивный вопрос? (памятка для ученика) * Осмыслить задание (что надо сделать?) * Найти нужную информацию (текст, рис…) * Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…), запишите, если необходимо, решение в требуемой форме: таблица, список, текст * Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что, во-первых…, во-вторых… и т.д.».) * Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Прогнозируемый результат умение мыслить логично, научно, творчески; способствование переходу знаний в убеждения; пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности от самостоятельного открытия, уверенности в своих возможностях) пробуждение интереса к научному знанию, предмету осознание учебной деятельности как личностной ценности.
Благодарю за внимание!