О СО НКО как механизме МСП, о Постановлении 713, о социальных услугах СО НКО и о методике оценки деятельности СО НКО Вебинар В.Н.Якимец д.с.н.,к.т.н., профессор МФТИ главный научный сотрудник ИСА РАН Москва, АСИ, 22 сентября 2011 г.
2 СО НКО – это новейший механизм МСП Федеральный закон от N 40-ФЗ - двухсекторный (общественно-государственное партнерство; более 5 видов и форм поддержки) - многоуровневый (федеральный, региональный, муниципальный, СО НКО) - комбинированный механизм МСП (конкурсный, социально-технологический, процедурный, орг- структурный) Находится в стадии активного развития. НКО надо участвоватьедеральный закон от N 40-ФЗ
СИ+ГЧП Общественно- государственное Партнерство (СО НКО) Общественно-частное Партнерство (СИ, Соц предпринимательство) МСП
О предоставлении поддержки СО НКО в годах (Пост.Правительства РФ, Подписано В.В.Путиным ) 1. Утвердить прилагаемые: Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию программ поддержки СО НКО в годах; Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку СО НКО в годах; 2. Определить МЭР РФ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ... 4
4. Направить в соотв.с ч.1 ст.24 ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013годов» бюджетные ассигнования в размере 880 млн. рублей Министерству экономического развития РФ на реализацию мероприятий по поддержке СО НКО в соотв.с ФЗ«О НКО», в том числе: – в размере 600 млн. рублей – на реализацию программ поддержки СО НКО субъектов РФ в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ ; – в размере 132 млн. рублей – на государственную поддержку СО НКО в соотв. с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, в форме предоставления субсидий СО НКО; – в размере 48 млн. рублей на следующие мероприятия: а) проведение научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития СО НКО, подготовки предложений по совершенствованию механизмов предоставления услуг, финансируемых из бюджетных источников с привлечением СО НКО, включая проведение мониторинга и анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности СО НКО в целях реализации государственной политики в области поддержки СО НКО, а также мониторинга и анализа реализуемых мероприятий по поддержке СО НКО; б) информационная поддержка реализации мероприятий по поддержке СО НКО; в) организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсов в целях предоставления субсидий СО НКО и бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку СО НКО, включая создание единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области поддержки СО НКО; – в размере 100 млн.руб. на реализацию следующих мероприятий: - Повышение квалификации работников СО НКО, а также гос.и муниц.служащих… 5
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию программ поддержки СО НКО в годах (Утв г.) 1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления в годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку СО НКО за исключением государственных (муниципальных) учреждений….. 6
2. Субсидии предоставляются … на цели софинансирования мероприятий, реализуемых СОНКО по следующим направлениям: а) профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства; б) повышение качества жизни людей пожилого возраста; в) социальная адаптация инвалидов и их семей; г) развитие дополнительного образования, научно- технического и художественного творчества, массового спорта, краеведческой и экологической деятельности детей и молодежи; д) развитие межнационального сотрудничества; е) иные направления деятельности (!!! 10) 4. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ, прошедшим конкурсный отбор в порядке, установленном МЭР РФ, и на условиях (п.6) 7
з) принятие и реализация субъектом РФ нормативных правовых актов, … предусматривающих: реализацию механизмов распределения бюджетного финансирования оказания социальных услуг на конкурсной основе, через предоставление бюджетных субсидий, либо реализацию механизмов закупок работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд; предоставление СО НКО и организациям, предоставляющим им благотворительные пожертвования, налоговых льгот; предоставление СО НКО имущественной поддержки в виде предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях; обеспечение информационной поддержки деятельности СО НКО в средствах массовой информации, а также посредством социальной рекламы; формирование попечительских (общественных, наблюдательных) советов государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, с обеспечением привлечения участия в их работе заинтересованных СО НКО; проведение общественной экспертизы (экспертизы) проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов и местного самоуправления по направлениям видов деятельности СО НКО. 8
6. Субсидии … предоставляются … на следующих условиях: а) наличие у субъекта РФ программы поддержки ; б) наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на софинансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил. в) определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ по поддержке СО НКО для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития РФ (далее - уполномоченный орган); г) наличие утвержденного субъектом РФ порядка предоставления на конкурсной основе субсидий СО НКО включающего требования к софинансированию из внебюджетных источников мероприятий, реализуемых СО НКО; д) прохождение субъектом РФ конкурсного отбора; е) обязательство субъектов РФ по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональными программами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашениями между Министерством экономического развития РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ о предоставлении субсидий. 9
Из: Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку СО НКО (пост. 713 от ) 1.…по приоритетным направлениям 2.… в целях реализации след.мероприятий: а. реализация программ …информ., консультационной и методич.поддержки деятельности СО НКО б. выявление …лучшей практики реализации проектов СО НКО … в. содействие привлечению СО НКО добровольцев 3.… 4.Субсидии … по результатам конкурса (в порядке МЭР РФ) 5.Критериями конкурсного отбора … а. кол-во субъектов РФ, на террит.к-рых реализованы проекты СО НКО б. соотношение затрат на осущ.программы и предполаг.эффекта.. в. наличие опыта успешной деят-сти по информ., консультац. и методич. поддержке СО НКО г. наличие квалифицированного кадрового потенциала д. объем дополн.софинансирования программы … 10
Из: Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку СО НКО (пост. 713 от ) 6. Субсидии предоставляются на след. условиях а. наличие утвержд.программы СО НКО б. прохождение СО НКО конкурсного отбора в. обязательство СО НКО по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых программами, значениям показателей результативности предоставления субсидий … 7. Распределение субсидии между СО НКО … по формуле: С 1i = C 1 / N Где С 1i – объем субсидии i-той СО НКО C 1 - объем субсидии N - число СО НКО, прошедших конкурсный отбор 11
Порассуждаем В 2011 г.на субсидии регионам дано 600 млн руб. Пусть выиграют конкурс 10 субъектов РФ. Тогда каждый получит около 60 млн руб. С добавкой от региона может быть около 100 млн.руб. В регионе могут отобрать от 50 до 200 СО НКО. Каждая по формуле (глянь на критерии?) может получить субсидию в 2 млн руб. или 0.5 млн руб. Хорошо ли делить всем сестрам по одинаковым серьгам? Где услуги СО НКО для целевой группы? Где оценка удовлетворенности целевой группы? Где про «оснащенность» СО НКО? Кто и сколь прозрачно оценивает деятельность СО НКО? 12
Услуги населению (из материалов Группы 16 –Л.Перцов) Минрегион РФ: Доля бюджетных расходов на оказание услуг, оказываемых негосударственными (немуниципальными) организациями, в совокупных расходах бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований на оказание услуг составляет около 5%. А финансирование госуд.и муниципальных учреждений осуществляется преимущественно на основе практически неконкурентного подхода Учреждения слабо заинтересованы в повышении качества и эффективности оказания услуг населению. Малопрозрачна система принятия решений органов публичной власти в отношении объемов и качества гос. (муниципальных) услуг (работ) В среднем по группе стран Западной Европы, Канады и Израиля доля бюджетного финансирования НКО, в значительной части формируемая на основе заказа услуг и работ, достигает 54%, стран Восточной Европы – 42%, в англосаксонских стран – 36%, развитых стран Азии – 34%, стран Латинской Америки – 19%. 13
Из материалов Группы 16 –Л.Перцов В рамках реализации Указа Президента РФ от 28 июня 2007 г. 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» используют показатель «доля расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на оказание бюджетных услуг, оказываемых негосударственными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на финансирование бюджетных услуг». Значение этого показателя по итогам 2009 г. в среднем по России оценивается в 5,7%, однако данная оценка представляется завышенной (в 64 из 83 субъектов РФ значение показателя составляет менее 1%, в то время как в г.Москве – 43,6%, Респ.Татарстан – 24,5%). Показатели оценки эффективности деятельности органов исполн.власти субъектов РФ за 2009 год. Минрегион РФ. Режим:
Фрагменты методики оценки деятельности СО НКО Разработана В.Н.Якимцом в рамках НИР Центра исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ
ЦЕЛЬ Регулярно (раз в 1 год) оценивать деятельность региональных СО НКО на базе заранее сформулированных требований и критериев с тем, чтобы в конкурсном режиме уполномоченный орган власти субъекта РФ мог, используя выработанные оценки, принять решение об оказании поддержки таким СО НКО, которые получили высокое признание своей работы со стороны экспертов и представителей целевой группы
ЗАДАЧИ Самооценка деятельности СО НКО Выборочный опрос представителей целевых групп НКО-претендентов Экспертная оценка деятельности НКО- претендентов Выработка групповой оценки НКО- претендентов на основе индивидуальных оценок экспертов по специальной процедуре. Определение рекомендаций по конкурсному отбору оцененных СО НКО для поддержки.
Структура оценки СО НКО Три типа оценок деятельности НКО Самооценка Оценка со стороны целевой группы Оценка экспертами действующих и вновь созданных НКО
Самооценка деятельно-сти НКО и сведения о них Опрос ЦГ НКО Оценка деятельности НКО отдельными экспертами Выработка групповой экспертной оценки Выработка рекомендацпо отбору СО НКО для поддержки Принятие решений по видам поддержки Оценка потенциала вновь созданных НКО Подготовит этап
Критерии для экспертной оценки 1.Помещение обеспечивает полноценное ведение деятельности 2.Материально-технические ресурсы и оборудование (ЭВМ, принтер, ксерокс, телефон, столы, шкафы, канцтовары и прочее), в количестве необходимом для эффективной работы НКО 3.Формулировка миссии НКО содержит четкое описание целей и направлений работы, состава целевой группы (ЦГ), территории деятельности 4.Квалифицированные сотрудники НКО, имеющие положительный опыт работы с ЦГ, в количестве достаточном для ее охвата 5.Опробованные «свои» или хорошо освоенные «чужие» социальные технологии, методики и программы для эффективной работы с ЦГ 6.Журнал или иной документ, фиксирующий предоставление услуг ЦГ 7.Сайт НКО или иные формы документов, содержащие публичные отчеты о работе, проектах (программах), реализованных НКО 8.Финансовая устойчивость НКО, подтверждаемая умением работать с разными источниками доходов и экономным расходованием средств 9.Социальная значимость деятельности НКО в данном регионе, в том числе, конкурентоспособность и востребованность услуг для ЦГ 10.Достаточное количество добровольцев, обладающих профессиональными навыками по работе с ЦГ
Что имеется для апробации Описание методики (процедуры, критерии, методы, вопросники и пр.); Концепция и процедура оценивания, участники; Инструментарий для получения оценок от экспертов и ЦГ; Формулы для расчета оценок; Правила выработки вариантов решений. 21