Построение графиков функций элементарными методами Применение графиков в решении уравнений с параметрами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Функции, их графики. Практическое применение.. I.Элементарные функции. У=kx+b У= log a X У=ax 2 +bx+c У= sin x У=Х 3 У= соs x У= х У= tg x K У= сtg x.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лермонтовская средняя общеобразовательная школа» Тема: «Инверсия» научно – исследовательская работа по математике.
Квадратичная функция.. Содержание: Определение квадратичной функции. Определение квадратичной функции. Функция y = x 2. Функция y = x 2. Функция y = ax.
Линейная функция (7класс) y = k x + b где k и b – заданные числа. Например, y = -2 x + 3, y=5 x, y = 3 x-7, y = 8.
Презентации на уроках математики.
Квадратичная функция учитель математики МОУ Золотковской СОШ Карпова Надежда Викторовна 2011г.
МОДУЛЬНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ФУНКЦИИ И ИХ ГРАФИКИ». Учитель математики О(С)ОШ3 Шафорост О.А. Г.Краснодар.
Открытый урок по теме: Никитина И.Г. ГБОУ Центр образования 173 Санкт-Петербург 2014 год 8 класс.
Введение В различных математических олимпиадах последних лет ученикам всё чаще предлагают уравнения, которые содержат знак функции антье. Но, как показывает.
Наумова Ирина Михайловна1 Функция y = cos x Ее свойства и график.
Функционально- графические методы решения заданий типа С 5. Подготовила ученица 11 класса ФМ МОУ лицей Хисматуллина Екатерина.
Что такое функция? Функциональная зависимость, или функция, - это такая зависимость между двумя переменными, при которой каждому значению независимой переменной.
Тема «Задачи, содержащие знак абсолютной величины» выбрана для данной работы в связи с тем, что в традиционной учебной литературе, которую использовала.
Обобщающий урок на тему: «Применение производной и ее графика для чтения свойств функций» Задачи урока: Выработать специфические умения и навыки по работе.
Построение графиков функций, уравнений и соответствий ЧУДАЕВА Е. В. учитель математики, г. Инсар, СОШ 1 Элективный курс, 10 класс.
Достаточный признак возрастания функции. Если f '( х )>0 в каждой точке интервала I, то функция f возрастает на этом интервале. Достаточный признак убывания.
Построение графика квадратичной функции урок алгебры, 8 класс, Волкова З.Г. учитель математики, высшая категория.
Алгебра и начала анализа Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа 10 – 11
Урок по теме построение графиков функций y = m f(x) МАОУ «Лицей «Технический» г. Владивостока» Учитель математики Бахвалова О.М.
Использование графического метода решения задач с параметрами Свойства функций в задачах с параметрами Координатная плоскость (x; y)
Транксрипт:

Построение графиков функций элементарными методами Применение графиков в решении уравнений с параметрами

Содержание Актуальность темы Геометрические преобразования графиков Метод рамок Метод инверсии Метод инверсии относительно оси ОХ Метод инверсии относительно оси ОУ Метод инверсии относительно обеих осей Практическое применение инверсии Список используемой литературы

Рассмотрение данной темы традиционно важно для подготовки к вступительным экзаменам, при котором: закладываются основы аналитического мышления; формируется интуиция; развивается логика и культура использования функциональных обозначений и методов.

Геометрические преобразования графиков в 8 классе (построение графиков с помощью параллельных переносов и симметрий); в 9 классе (с помощью сжатий и растяжений вдоль осей); в 10 классе (повторение всех преобразований при построении графиков тригонометрических функций, функций, содержащих целую и дробную часть, построение графиков с помощью инверсий относительно осей координат, построение графиков с помощью пределов и производных). Геометрические преобразования графиков применяются:

параллельный перенос вдоль осей; симметрия относительно осей; модуль функции; сжатие относительно осей. В школьном курсе математики преобразования параллельного переноса и растяжения (сжатия) к осям ОХ и ОУ вводятся на отдельных примерах и систематизируются только в математике 10 класса. Основная цель здесь заключается в том, чтобы по виду уравнения некоторой функции: y = a f ( b x + c ) + d, выделить одну из последовательностей преобразований исходной функции y = f ( x ) : Геометрические преобразования графиков Рисунок 1

Метод рамок Основная идея метода состоит: в выделении с помощью прямоугольной определенной части графика на промежутке периода; в фиксировании на этой части графика определённых точек (контрольных): нули функции, точки экстремумов, расположение которых не меняется по отношению к рамке при преобразованиях сдвига и сжатия.

Метод рамок Рисунок 2

Метод рамок Преимущества метода: метод хорошо и быстро усваивается учащимися; метод прост, удобен (не надо изображать лишнего) в сравнении с ранее изученными способами; учителю легко проверить соответствие построенного графика заданному уравнению; метод может быть распространен и на другие, не только периодические функции, но именно для периодических функций его применение наиболее целесообразно.

Метод инверсии Переход к применению инверсии затруднителен, ибо в отличие от движений плоскости и сжатий, растяжений они неизвестны школьникам и не так уж наглядны, поэтому необходимо мотивировать их введение. Инверсия в филологии близкие, далёкие точки от прямой. Рисунок 3

Метод инверсии Новая тема начинается с рассмотрения графика функции, изобразив который необходимо обсудить: будет ли пересекаться искомый график с построенным; как поведет себя искомый график там, где абсциссы его точек близки к единице; как поведет себя график там, где абсциссы его точек велики. Рисунок 3

Метод инверсии Так как учащиеся знают, что если функция y = f ( x ) возрастает и принимает только положительные значения, то y = 1 / f (x ) убывает Построение этого графика проходит достаточно легко (они могут построить его самостоятельно).

Метод инверсии Определение инверсии относительно прямой: ! ! Точка В называется инвертной точке А относительно данной прямой если: эти точки лежат по одну сторону относительно оси L; отрезок, их соединяющий, перпендикулярен оси L; произведение расстояний от этих точек до L равно 1; у точек оси инвертных точек нет.

Инверсия относительно оси ОХ График: q ( x ) = 1 / f ( x ), получается из графика: y = f ( x ), инверсией относительно оси ОХ. Рисунок 4

Инверсия относительно оси ОУ График: q (x ) = f ( 1 / x ), получается из графика: y = f ( x ), инверсией относительно оси ОУ. Рисунок 5

Инверсия относительно обеих осей Г (Х-1)² Инверсия ОХ Инверсия ОУ Рисунок 6

Свойства инверсий и построение графиков с их помощью: доказываются теоремы; разбираются образцы заданий; пишутся самостоятельные работы. Например, для самостоятельной и домашней работы предлагаются задания построить графики функций: а) г) б) д) в) е)

Свойства инверсий и построение графиков Рисунок 7

Практическое применение инверсии Рассмотренная тема находит свое применение в решении уравнений и неравенств с параметрами графическим методом. Он состоит в построении кривой, определяемой уравнением с параметром: После преобразования получаем: (а - 1)х² - 4(а - 1)х + 3 а – 4 = 0

Практическое применение инверсии С помощью графика установить: а) при каких значениях параметра а уравнение не имеет решения; б) при каких значениях параметра а уравнение имеет решения разных знаков; в) при каких значениях параметра а уравнение имеет корень из отрезка [-1;2]; г) при каких значениях параметра а уравнение имеет корень больше 6.

Практическое применение инверсии Рисунок 8 с помощью графика легко ответить на поставленные вопросы; графический способ дает единообразие рассуждений; если решение вызывает сомнение, необходимо подкрепить выводы аналитически.

По данной теме проводятся: уроки-практикумы коллоквиумы презентации Учащиеся к урокам готовят задания, представляют функции, графики которых можно построить используя рассмотренные преобразования. График в силу своей наглядности является незаменимым в исследовании поведения функции и в решении некоторых уравнений и неравенств, в том числе и с параметром. Практическое применение инверсии

Список используемой литературы И.М. Гельфанд, Е.Г. Глаголева, Э.Э. Шноль Функции и графики (основные приемы). – М.: Издательство «Наука», с. А.П. Карп Даю уроки математики…: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, с.