Диагностика результатов труда учителя как показатель его профессиональных достижений
Диагностика Контроль Мониторинг Проверка Оценка Измерение Отметка Анализ
Формы Образовательный процесс: Цель Принципы Методы Диагностика Содержание Средства
Диагностика – анализ состояния объектов и процессов, выявления проблем их функционирования и развития Педагогическая диагностика направлена на изучение субъектов образовательной деятельности (учителя и ученика) и результатов их взаимодействия Дидактическая диагностика - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, определение его результатов Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса
Основой диагностики является научно обоснованный анализ деятельности учителя и результатов его труда, а ее целью – установление связи между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в уровне образованности, воспитанности и развития учащихся, их общей культуре, эрудиции, умении применить теорию на практике (А.И. Кочетов).
Педагогическая диагностика – определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов на основе принятых критериев и показателей с помощью методик и диагностических измерительных инструментариев Диагностический инструментарий – методы ПД : Наблюдение Наблюдение Беседа Беседа Анкетирование Анкетирование Интервьюирование Интервьюирование Изучение документации Изучение документации Тестирование Тестирование Портфолио Портфолио
Портфолио это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учителя это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учителя это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учителя в определенный период его деятельности это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учителя в определенный период его деятельности
Диагностика результатов Профессиональной успешности учителя Образовательной успешности учащихся
Диагностика образовательной успешности учащихся: Измерение успешности обучения учащихся: существующего уровня владения умениями и навыками; существующего уровня владения умениями и навыками; пробелов в подготовке; пробелов в подготовке; трудностей усвоения; трудностей усвоения; уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс; уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс; положительных мотивов учения; положительных мотивов учения; интереса к предмету; интереса к предмету; развития мыслительной деятельности; развития мыслительной деятельности; критического отношения к учебной деятельности. критического отношения к учебной деятельности. Предмет диагностики: уровень обученности уровень обученности уровень воспитанности уровень воспитанности участие во участие во внеклассной работе (конкурсы, конференции, олимпиады, турниры, соревнования и т.д.) внеклассной работе (конкурсы, конференции, олимпиады, турниры, соревнования и т.д.) Формы представления материалов: Дипломы Дипломы Грамоты Грамоты Аналитические справки Аналитические справки Сводные таблицы Сводные таблицы Диаграммы / Графики Диаграммы / Графики
Цели диагностики Применение в образовании Определение уровня усвоения учебного предмета, образовательных программ Итоговая аттестация Итоговая аттестация Оценка эффективной работы учителя Оценка эффективной работы учителя Отбор наиболее эффективных форм и методов образования Отбор наиболее эффективных форм и методов образования Дифференциация, ранжирование учащихся по успешности обучения, результатам обучения Проведение аттестации школьников, Проведение аттестации школьников, определение наиболее успешных учеников, группы риска Определение факторов, влияющих на результативность обучения Оценка построения рабочих программ Оценка построения рабочих программ Отбор содержания, адекватного формам и методам, применяемым в процессе обучения Отбор содержания, адекватного формам и методам, применяемым в процессе обучения Построение таблиц ожидания и прогнозирование критерия Прогноз успешности обучения школьников Прогноз успешности обучения школьников в условиях реализации той или иной образовательной программы и технологии Дифференциация, ранжирование учащихся по успешности участия в исследовательской деятельности Оценка построения программы учебно- исследовательской деятельности школьников Оценка построения программы учебно- исследовательской деятельности школьников Определение целесообразности Определение целесообразности дальнейшего продвижения по программе
Измерение успешности профессиональной деятельности учителя: Основные направления творческой активности Основные направления творческой активности Участие в семинарах, научно- практических конференциях, конкурсах, мастер-классах (на разном уровне) Участие в семинарах, научно- практических конференциях, конкурсах, мастер-классах (на разном уровне) Издательская деятельность (учебно- методические работы (рекомендованные на разном уровне), публикации) Издательская деятельность (учебно- методические работы (рекомендованные на разном уровне), публикации) Научное исследование (экспериментальная работа, самообразование) Научное исследование (экспериментальная работа, самообразование) Повышение квалификации Повышение квалификации Диагностика профессиональной успешности учителя: Направления диагностики: Учебная работа Учебная работа Учебно-методическая деятельность Учебно-методическая деятельность Научно-методическая деятельность Научно-методическая деятельность Воспитательная деятельность Воспитательная деятельность Общественная деятельность Общественная деятельность Формы представления материалов: Рецензии Рецензии Отзывы Отзывы Сертификаты Сертификаты Дипломы / Грамоты Дипломы / Грамоты Справки Справки Рефлексия (аналитические справки, таблицы, диаграммы, графики) Рефлексия (аналитические справки, таблицы, диаграммы, графики)
Педагогическаядиагностика Субъект – объект Предмет изучения Принципы МетодыАлгоритм Виды Оценка Подходы Направления Функции
Понятийный аппарат
Измерение – нахождение значения физической величины, нахождение значения физической величины, характеризующей качество; характеризующей качество; Критерий – признак, по которому классифицируются, оцениваются те или иные явления, действия или деятельность признак, по которому классифицируются, оцениваются те или иные явления, действия или деятельность Показатель – наблюдаемый и поддающийся фиксированию результат наблюдаемый и поддающийся фиксированию результат Критерий результативности – качественный или количественный показатель, на основании которого можно оценить результат качественный или количественный показатель, на основании которого можно оценить результат
Оценка – вид суждения об определенном феномене ( количественная, качественная, обобщенная) Измерение (по критериям и показателям) Измерение (по критериям и показателям) Анализ Анализ Диагноз (выводы и рекомендации) Диагноз (выводы и рекомендации) Прогноз (коррекция) Прогноз (коррекция)
Разновидности критериев по делению на качественные и количественные типы изменений Критерий факта (качественные показатели) – Критерий факта (качественные показатели) – позволяет ответить на вопрос: имеется ли в наличии что-либо из планируемых результатов. позволяет ответить на вопрос: имеется ли в наличии что-либо из планируемых результатов. Критерий количества (количественные показатели) – Критерий количества (количественные показатели) – дает представление об уровне проявленности планируемых изменений в состоянии объекта, о степени развития и эффективности. дает представление об уровне проявленности планируемых изменений в состоянии объекта, о степени развития и эффективности.
Разновидности критериев по оценке уровней изменений в состоянии объекта Балловые – 3, 5, 10 Балловые – 3, 5, 10 Бинарные – «да-нет», «0-1» Бинарные – «да-нет», «0-1» Словесные – «не владеет», «владеет достаточно», «владеет свободно» Словесные – «не владеет», «владеет достаточно», «владеет свободно» Числового шкалирования (по шкале отметок) Числового шкалирования (по шкале отметок)
К0,7-0,8 0,81- 0,9 0,91-1 отметка345 К 0,5- 0,65 0,65- 0,8 0,8-1отметка345 Шкала оценки (числового шкалирования по шкале отметок В.С. Аванесова) Max= 5ха, где а - количество показателей Min= Max:0,5 «3» - 0,65хMax «4» - 0,8хMax Менее 0,7 – 2 (В.П. Беспалько) Менее 0,5 – 2 (В.С. Аванесов) Шкалы отметок Результат измерения (К) - значение величины, характеризующей качество
Алгоритм измерения оценки качества педагогического объекта Разработать критерии (признаки, на основании которых производится оценка). Разработать критерии (признаки, на основании которых производится оценка). Создать систему оценочных показателей (наблюдаемых и поддающихся фиксированию результатов). Создать систему оценочных показателей (наблюдаемых и поддающихся фиксированию результатов). Определить шкалу, по которой эти показатели будут оценены. Определить шкалу, по которой эти показатели будут оценены. Провести измерение. Провести измерение. Определить результат измерения – значение величины, характеризующей качество. Определить результат измерения – значение величины, характеризующей качество.
Мониторинг – систематическая процедура сбора данных, содержательная интерпретация и система отслеживания образовательных результатов Мониторинг образовательный - процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. Алгоритм: сбор информации об объекте управления; сбор информации об объекте управления; анализ полученной информации; анализ полученной информации; принятие решения; принятие решения; управляющее воздействие; управляющее воздействие; контроль. контроль.
Проведение педагогического мониторинга позволит получить следующие результаты: анализ системной информации о состоянии учебной деятельности учащихся позволит судить о педагогической эффективности содержания и организации педагогического процесса; анализ системной информации о состоянии учебной деятельности учащихся позволит судить о педагогической эффективности содержания и организации педагогического процесса; получаемые данные открывают возможность оперативно реагировать на проблемы, поставленные в образовательной практике; получаемые данные открывают возможность оперативно реагировать на проблемы, поставленные в образовательной практике; проблемы в учебной деятельности школьников и профессиональной деятельности преподавателей станут основой для принятия решений об организационных, методических, исследовательских, производственных и воспитательных мерах совершенствования работы ОУ, повышения квалификации учителей (через самообразование и дополнительное профессиональное образование); проблемы в учебной деятельности школьников и профессиональной деятельности преподавателей станут основой для принятия решений об организационных, методических, исследовательских, производственных и воспитательных мерах совершенствования работы ОУ, повышения квалификации учителей (через самообразование и дополнительное профессиональное образование); систематизировать учебную, учебно-методическую, научно- методическую, воспитательную работу по выявлению передового педагогического опыта. систематизировать учебную, учебно-методическую, научно- методическую, воспитательную работу по выявлению передового педагогического опыта.
Оформление результатов диагностики Количественный показатель
Оформление результатов диагностики Качественный показатель (уровень сформированности качеств личности)
Оформление результатов мониторинга Качественный показатель (уровень воспитанности) (сентябрь – май) (сентябрь – май)
Оформление результатов мониторинга Динамика уровня воспитанности учащихся ( г.г.)
Результаты педагогического мониторинга (представленные в портфолио) – показатель качества образовательного процесса в ОУ и его результатов Элементы системы мониторинга качества образования – стандарты и критерии оценки их; сбор данных и оценка результатов; принятие соответствующих мер при сопоставлении стандартов и результатов. Качество образования зависит от качества: педагогического состава педагогического состава образовательных программ образовательных программ учащихся учащихся инфраструктур, внутренней и внешней среды. инфраструктур, внутренней и внешней среды.
Тема самоанализа учителя технологии: «Самостоятельная учебная работа школьников на уроках технологии как средство технологической подготовки в условиях основного образования Цель развитие самостоятельной учебной работы школьников на уроках технологии в 6-8 классах Цель - развитие самостоятельной учебной работы школьников на уроках технологии в 6-8 классахЗадачи: формирование устойчивой положительной мотивации учащихся к учебному предмету посредством активизации самостоятельной работы учащихся; формирование устойчивой положительной мотивации учащихся к учебному предмету посредством активизации самостоятельной работы учащихся; формирование технологических и проектных умений учащихся посредством организации самостоятельной учебной работы. формирование технологических и проектных умений учащихся посредством организации самостоятельной учебной работы.
Результаты: сформированность устойчивой положительной мотивации учащихся к учебному предмету средствами организации самостоятельной работы: сформированность устойчивой положительной мотивации учащихся к учебному предмету средствами организации самостоятельной работы: –выполнение творческих заданий (приложение 1); –участие в научно-исследовательской деятельности (приложение 2); –самостоятельное пополнение знаний (приложение 3); стабильный рост качественных и количественных показателей сформированности умений учащихся посредством организации самостоятельной работы на уроке и внеурочной деятельности (приложение 4, 5). стабильный рост качественных и количественных показателей сформированности умений учащихся посредством организации самостоятельной работы на уроке и внеурочной деятельности (приложение 4, 5).