Новая форма контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных школ по русскому языку
Основные цели Контроль уровня комплекса базовых знаний по русскому языку, непосредственно связанных с его практическим использованием Контроль уровня комплекса базовых знаний по русскому языку, непосредственно связанных с его практическим использованием Контроль уровня сформированности основных предметных умений и навыков Контроль уровня сформированности основных предметных умений и навыков Контроль уровня сформированности основных общеучебных умений, связанных с практикой языка Контроль уровня сформированности основных общеучебных умений, связанных с практикой языка Осуществление содержательной и технологической связи с ЕГЭ Осуществление содержательной и технологической связи с ЕГЭ
Основные предметные цели Контроль уровня усвоения основ лингвистики (лингвистической компетенции) Контроль уровня усвоения основ лингвистики (лингвистической компетенции) Контроль уровня овладения коммуникативными умениями и навыками (коммуникативной компетенцией) Контроль уровня овладения коммуникативными умениями и навыками (коммуникативной компетенцией) Основные предметные цели Контроль уровня свободного владения русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения
Речевая деятельность Умение воспринимать и обрабатывать информацию – одно из важнейших в современной жизни Умение воспринимать и обрабатывать информацию – одно из важнейших в современной жизни Умение создавать собственное высказывание на основе воспринятого – необходимое умение для дальнейшей учебной и практической деятельности Умение создавать собственное высказывание на основе воспринятого – необходимое умение для дальнейшей учебной и практической деятельности Текст – основная форма хранения и передачи вербальной информации Текст – основная форма хранения и передачи вербальной информации
Структура экзаменационной работы 1 часть - написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (научно- популярного подстиля) 1 часть - написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (научно- популярного подстиля) 2 часть – выполнение заданий с выбором ответа (А1 – А7) и заданий с кратким открытым ответом (В1 – В14) на основе другого текста 2 часть – выполнение заданий с выбором ответа (А1 – А7) и заданий с кратким открытым ответом (В1 – В14) на основе другого текста 3 часть – выполнение одного из двух творческих заданий (С2.1 и С2.2) на основе текста 3 часть – выполнение одного из двух творческих заданий (С2.1 и С2.2) на основе текста 2 и 3 части выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста 2 и 3 части выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста
Сжатое изложение (С1) Содержательная обработка прослушанного текста Содержательная обработка прослушанного текста (предметное и обще учебное умение) Извлечение главной информации из текста Языковая обработка прослушанного текста Языковая обработка прослушанного текста (предметное умение) Умение лаконично передать извлечённую информацию в письменной речи
Содержательная обработка информации текста Основные аналитические умения : выделять микротемы текста; выделять микротемы текста; выбирать главное в каждой микротеме; выбирать главное в каждой микротеме; определять функционально-содержательные особенности текста (тип речи); определять функционально-содержательные особенности текста (тип речи); определять структурно-композиционные особенности текста; определять структурно-композиционные особенности текста; видеть логику текста видеть логику текста
Основные приёмы содержательной компрессии текста Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее)
Языковая обработка информации текста Основные продуктивные речевые умения : сжато и адекватно передавать на письме информацию каждой микротемы исходного текста; сжато и адекватно передавать на письме информацию каждой микротемы исходного текста; лаконично излагать основную информацию, пользуясь необходимыми языковыми средствами; лаконично излагать основную информацию, пользуясь необходимыми языковыми средствами; сохранять функционально-содержательные особенности прослушанного текста (тип речи); сохранять функционально-содержательные особенности прослушанного текста (тип речи); сохранять структурно-композиционные особенности текста; сохранять структурно-композиционные особенности текста; строить связное изложение в соответствии с логикой автора строить связное изложение в соответствии с логикой автора
Основные приёмы языковой компрессии текста Замена однородных членов обобщающим наименованием Замена однородных членов обобщающим наименованием Замена фрагмента предложения синонимичным выражением Замена фрагмента предложения синонимичным выражением Замена предложения или его части указательным местоимением Замена предложения или его части указательным местоимением Замена сложноподчинённого предложения простым Замена сложноподчинённого предложения простым Исключение фрагмента предложения Исключение фрагмента предложения Исключение одного из синонимов Исключение одного из синонимов Слияние нескольких предложений в одно Слияние нескольких предложений в одно
Ученическая работа (С1) Мы редко расстраиваемся, что не поняли кого-то, зато часто переживаем, что нас не поняли. Мы всегда думаем, что умеем понимать других, а вот они нас – нет. А может быть, потому и рождается непонимание, что каждый себя судит менее строго, чем других? Наверное, первый шаг к пониманию - это задуматься над тем, чего нам самим не хватает. Например, достаточно ли у нас воображения, которое нужно как раз для того, чтобы понять всё богатство и разнообразие жизни и души человека? Ведь без воображения нет образа окружающего мира. А без этого жизнь становится плоской, а люди – схематичными. Но для понимания одного воображения мало. Нужно ещё внимание и сострадание к людям. Тогда возможно понимание, даже если у людей разные взгляды. (116 слов)
Примеры использования разных приёмов сжатия текста Мы редко расстраиваемся, что не поняли кого- то, зато часто переживаем, что нас не поняли. Мы всегда думаем, что умеем понимать других, а вот они нас – нет. - Исключение второстепенной информации Мы редко расстраиваемся, что не поняли кого- то, зато часто переживаем, что нас не поняли. Мы всегда думаем, что умеем понимать других, а вот они нас – нет. - Исключение второстепенной информации Мы редко расстраиваемся, что не поняли кого- то, зато часто переживаем, что нас не поняли. – Слияние двух предложений в одно Мы редко расстраиваемся, что не поняли кого- то, зато часто переживаем, что нас не поняли. – Слияние двух предложений в одно Мы всегда думаем, что умеем понимать других, а вот они нас – нет. - Исключение фрагмента предложения, разные виды замен Мы всегда думаем, что умеем понимать других, а вот они нас – нет. - Исключение фрагмента предложения, разные виды замен
Оценивание изложения в соответствии с критериями ИК1 – ИК3 ИК1 - Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все перечисленные в таблице 1 важные для его восприятия микротемы – 3 балла ИК1 - Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все перечисленные в таблице 1 важные для его восприятия микротемы – 3 балла ИК2 - Экзаменуемый использовал несколько приёмов сжатия текста (содержательных, языковых) – 1 балл ИК2 - Экзаменуемый использовал несколько приёмов сжатия текста (содержательных, языковых) – 1 балл ИК3 - Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: ИК3 - Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 балла Итого: 6 баллов
Ученическое сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) Без знаков препинания обойтись невозможно, так как они подсказывают, какой смысл вкладывает автор в то или иное предложение или его часть. Например, если в конце предложения 8 поставить восклицательный знак, то получится смысл прямо противоположный тому, который есть в тексте. И тогда герой со своими тремя гвоздичками будет выглядеть по-другому: то ли он жадный, то ли совсем бедный. А если в предложении 33 убрать одну запятую («красивой картины спектакля и книги вместе»), то пропадёт прямое сравнение Серёги с художником в прямом значении слова. Так что знаки препинания действительно необходимы. (89 слов)
Оценивание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) С1К1 - Экзаменуемый дал обоснованный ответ на вопрос в целом, но указал только 1 функцию знаков препинания – 1 балл С1К1 - Экзаменуемый дал обоснованный ответ на вопрос в целом, но указал только 1 функцию знаков препинания – 1 балл С1К2 - Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые соответствуют обоснованиям и иллюстрируют 1 функцию знаков препинания – 1 балл С1К2 - Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые соответствуют обоснованиям и иллюстрируют 1 функцию знаков препинания – 1 балл С1К3 - Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: С1К3 - Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 балла С1К4 - Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет - 1 балл Итого: 5 баллов С1К4 - Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет - 1 балл Итого: 5 баллов
Оценка грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (С1 и С2.1, всего 205 слов) ГК1 - Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки – 2 балла ГК1 - Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки – 2 балла ГК2 - Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла ГК2 - Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла ГК3 - Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка – 2 балла ГК3 - Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка – 2 балла ГК4 - Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла ГК4 - Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла ФК1 - Фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет – 2 балла Итого: 10 баллов ФК1 - Фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет – 2 балла Итого: 10 баллов
Ученическое сочинение-рассуждение (С2.2) Последняя фраза не только заканчивает текст, но и помогает его понять. Благодаря этой фразе мы ясно видим, что Серёга действительно был художником, хотя и не умел рисовать. На Новый год он, и правда, как-будто сделал сказочные декорации. Белые скатерти – это как снег, а зеркало посередине – ледяное озеро (предложения 22 – 23). Понятно, что такая обстановка создала всем, кто пришёл к нему в гости, необычное настроение. Но, я думаю, что дело не только в обстановке, которую Серёга мог создать, буквально, из ничего. Серёга был выдумщиком, хорошим рассказчиком (предложения 12 – 13), поэтому с ним всем было интересно. Все чувствовали себя с ним и в такой обстановке более значительно и необычно, чем всегда. В общем, прочтя последнюю фразу текста, мы понимаем, что Серёга умеет приукрасить жизнь и имеет талант общения.(126 слов)
Оценивание сочинения-рассуждения (С2.2) С2К1 - Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста – 1 балл С2К1 - Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста – 1 балл С2К2 - Экзаменуемый привёл из текста 2 примера, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента – 3 балла С2К2 - Экзаменуемый привёл из текста 2 примера, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента – 3 балла С2К3 - Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: С2К3 - Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 балла С2К4 - Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 1 балл С2К4 - Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 1 балл Итого: 7 баллов
Оценка грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (С1 и С2.1, всего 242 слова) ГК1 - Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки – 2 балла ГК1 - Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки – 2 балла ГК2 - Допущены 3 пунктуационные ошибки – 1 балл ГК2 - Допущены 3 пунктуационные ошибки – 1 балл ГК3 - Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка – 2 балла ГК3 - Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка – 2 балла ГК4 - Допущены 4 речевые ошибки – 0 баллов ГК4 - Допущены 4 речевые ошибки – 0 баллов ФК1 - Фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет – 2 балла ФК1 - Фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет – 2 балла Итого: 7 баллов
Общая оценка выполнения заданий С1 и С2.1 1 комплект 1 комплект С1 – 116 слов С2.1 – 89 слов 205 сл. С1 (ИК1 – ИК3) - 6 баллов С2.1 (С1К1 – С1К4) – 5 баллов ГК1 – ГК4, ФК1 – 10 баллов Итого: 21 б. 2 комплект 2 комплект С1 – 116 слов С2.2 – 126 слов 242 сл. С1 (ИК1 – ИК3) - 6 баллов С2.2 (С2К1 – С2К4) – 7 баллов ГК1 – ГК4, ФК1 – 7 баллов Итого: 20 б. Итого: 20 б.